Состоялась встреча студентов ИГСУ с заведующей отделом поддержки исследований Научной библиотеки РАНХиГС Анастасией Васильевной Масловой
Какие поисковики лучше использовать при написании курсовой работы и как понять, какие источники – стоящие? Нужно ли студенту разбираться в базах научного цитирования? Чем отличается ELibrary от КиберЛенинки, и где можно найти последние статьи Кембриджского университета? На эти и многие другие вопросы студентов 1-го курса бакалавриата ГМУ Института государственной службы и управления (ИГСУ) ответила заведующая отделом поддержки исследований Научной библиотеки РАНХиГС Анастасия Васильевна Маслова.
Президентская академия уделяет огромное внимание не только развитию профессионального потенциала студентов, но и формированию у них фундаментальных навыков исследователя. В частности, преподаватели ИГСУ считают, что студентов необходимо учить основам научной деятельности с самого начала, задавая высокое качество работы ещё на этапе первой курсовой. Сотрудничество с научной библиотекой Академии оказывается при этом очень важным.
Что прежде всего нужно знать студенту, у которого впереди – первый научный труд? В первую очередь, разобраться в использовании различных поисковых сред: понять, чем отличается осознанный поиск исследователя от «бессознательного» блуждания по результатам выдачи Google, Яндекс или DuckDuckGo. Крупнейшие поисковики выдают результаты в считанные секунды, однако несмотря на всё свое удобство и доступность, распространенные поисковые системы могут предоставить лишь поверхностную информацию. Оценить релевантность этих источников практически невозможно: вполне вероятно, что они не будут иметь никакого отношения к настоящей науке, а окажутся измышлениями какого-нибудь блогера-графомана.
Вместе с тем, студенты должны знать о том широчайшем каталоге авторитетных научных, информационных и статистических ресурсов, который предоставляет им научная библиотека Академии. Бесплатный доступ к огромному количеству экономических, социальных, политологических, юридических исследований, статьям и монографиям лучших университетов мира, различным базам научного цитирования – возможности, предоставляемые учащимся в РАНХиГС, поистине колоссальны. Для тех кто только осваивает новые темы: учебная литература на русском языке (электронные библиотечные системы издательств «Юрайт», «Лань», Znanium и др.); научные статьи и монографии от ведущих мировых научных издательств (Wiley, Taylor & Francis, Springer, OECD Library и др.); коллекции полнотекстовых диссертаций (ProQuest, ЭБС ВКР РАНХиГС). Доступ к каждому из этих авторитетных ресурсов потребовал бы от исследователя немалых усилий и существенных денежных трат.
Ещё одно «сокровище» – базы научного цитирования: elibrary.ru (РИНЦ), Scopus и WebOfScience. Именно эти ресурсы являются основным рабочим инструментом в руках любого увлеченного учёного. В отличие от поисковиков типа Googleи открытых библиотек общего доступа, они позволяют осуществить адресный поиск публикаций по интересующей тематике, оценить качественный уровень найденных статей и монографий (их релевантность прямо пропорциональна индексу цитирования), получить представление о развитии научной мысли ведущих российских и зарубежных авторов.
В ходе встречи с Анастасией Васильевной студенты ИГСУ не только получили представление о возможностях этих ресурсов, но смогли и воочию убедиться в их удобстве – все повествование сопровождалось демонстрацией их работы в реальном времени. В завершение разговора студентам было предложено выполнить небольшое задание: при помощи предложенных им инструментов они должны осуществить подбор научной литературы, которая может быть положена в основу их будущей научной статьи.
Заведующая отделом поддержки исследований Научной библиотеки РАНХиГС Анастасия Маслова: «Опыт показывает, что практика вовлечения студентов в исследовательскую работу с самых ранних периодов обучения способствует не только освоению образовательной программы, но и формированию прочного фундамента для развития в них молодых учёных, готовых продолжить свои изыскания в магистратуре и аспирантуре».