В ИГСУ разъяснили, какие психологические навыки помогают стать политическим лидером

Август 23, 2021

N

Какие ключевые характеристики отличают политического лидера? Что движет его поведением, каковы особенности его мотивации? Какие технологии и инструменты позволяют ему овладевать вниманием больших и малых общественных групп, успешно ими управлять?

Эти и другие вопросы обсудили на вебинаре «Лидер и группа: политический контекст» руководители магистерской программы ИГСУ РАНХиГС «Психология политического лидерства и управления» вместе с абитуриентами, студентами, преподавателями Института.

Ведущие вебинара, доценты кафедры организационного проектирования систем управления Наталья Афанасьева и Татьяна Скипетрова разъяснили участникам психологические механизмы взаимодействия политического лидера и его аудитории, особенности лидерства в больших и малых группах. Есть мнение, что освоенные паттерны поведения лидера не зависят от масштаба аудитории. Однако ряд экспертов полагает, что в больших группах лидерство имеет свои важные особенности – непосредственная связь со всеми членами группы здесь отсутствует, влияние и авторитет нужно постоянно поддерживать, и даже харизма имеет ситуационный характер. Таким образом, способ политической коммуникации в большой группе приобретает особое значение.

Отдельный интересный вопрос вебинара – формирование имиджа, его отличие от репутации. Имидж создается собственными усилиями политика, социальной группой или СМИ в целях привлечения к нему внимания, он вырабатывается сознательно. Репутация же – это мнение общества относительно конкретных действий политического лидера, и здесь возможны неожиданные для него повороты. Ведущие привели в пример ситуацию Армина Лашета, главного претендента на пост канцлера Германии. Не так давно журналисты засняли Лашета «беззаботно смеющимся в кругу своих коллег» во время обращения президента ФГР  Ф. Штайнмайера со словами соболезнования к жителям Эрфштадта, пострадавшим от наводнения. В результате репутация политика серьезно пострадала. Таким образом, подчеркнула Татьяна Скипетрова, недостаточно говорить о построении имиджа политика или чиновника – необходимо рассматривать имидж в единстве с репутацией.

Теоретические подходы были дополнены результатами социологических исследований – общероссийских опросов ВЦИОМ, ФОМ, Левада-центра и др. По мнению ведущих, предвыборная ситуация дает массу интересного эмпирического материала для анализа, отчетливо иллюстрирующего современную политическую действительность: электоральные настроения и запросы, имидж политиков и т.д.

Слушатели вебинара обратили внимание на то, что приведенный в научных источниках перечень лидерских качеств практически совпал с оценками респондентов. Среди ассоциаций со словом «политический лидер» были названы авторитет, целеустремленность, власть, активность, сила, упорство. В качестве ситуаций, важных для формирования личности политического лидера – принятие важных управленческих решений, верное прогнозирование, публичные выступления, хорошее образование. Участники вебинара распределили ряд известных политических персоналий по типологии Д. Стрейнж и М. Мамфорд. Она выделяет харизматический, идеологический и смешанный типы лидерства, которые, в свою очередь, могут быть социализированными или персонализированными. В результате обсуждения был сформулирован запрос на социализированного харизматичного лидера.

Каждая из тем, затронутых на вебинаре, связана с той или иной дисциплиной программы «Психология политического лидерства и управления».  «Технологии политического консалтинга», «Политическая психология», «Психология репутации и имиджа руководителя», «Психологические основы политического лидерства» – эти и другие курсы более подробно и основательно изучают магистранты, осваивая механизмы управления поведением людей в больших и малых группах, навыки распознавания моделей поведения в конфликтах, стратегии поведения при принятии управленческих решений, инструменты диагностики и развития собственного лидерского потенциала и др. 

В реализации программы участвуют практики в области политического и управленческого консалтинга, игровых технологий в управлении, фасилитации командной работы, коучинга. Ряд предлагаемых ими практических методов был рассмотрен и на вебинаре – метод контент-анализа текстов и речей политиков, метод фокус-групп, структурный анализ программных документов и др.

Директор программы «Психология политического лидерства и управления», доцент кафедры организационного проектирования систем управления ИГСУ РАНХиГС Татьяна Скипетрова:

«Мы стараемся максимально разносторонне раскрыть тему для слушателей. Политическое лидерство отличается социальной нормированностью, оно встроено в общественный контекст, а потому к психологическим факторам, формирующим взаимодействие лидера и группы, добавляются административные, финансово-экономические, организационные, социокультурные и др. К анализу этого комплекса факторов необходимо применять системный подход. Все эти многочисленные нюансы осваивают наши магистранты».

В завершение кафедра анонсировала следующее мероприятие, которое состоится 2 сентября: мастер-класс, посвященный практикам и форматам командообразования.

Нравится
Поделиться