Эксперт ИГСУ РАНХиГС Константин Носачев – о серии семинаров Кубинской недели ИГСУ «Цифровая трансформация для государства»

Декабрь 27, 2021

В Институте государственной службы и управления прошла серия семинаров «Цифровая трансформация для государства» для представителей Высшей школы подготовки государственных кадров Кубы (ESCEG), министерств и ведомств Кубы, подготовленных группой ведущих преподавателей ИГСУ РАНХиГС во главе с и.о. директора ИГСУ Русланом Корчагиным.


Эксперт РАНХиГС в области государственных цифровых процессов и систем программ электронного правительства, член рабочей группы Евразийской экономической комиссии, старший преподаватель кафедры информатики и прикладной математики ИГСУ Константин Носачев рассказал об опыте Российской Федерации в регулировании процессов цифровой трансформации, создании новых рынков и систем управления, представленном кубинским слушателям в собственном докладе, а также в выступлениях и.о. директора ИГСУ, заведующего кафедрой информатики и прикладной математики, к.т.н. Руслана Корчагина; декана факультета управления персоналом и государственной службы, д.ю.н. Елены Киреевой; доцента кафедры государственного регулирования экономики ИГСУ РАНХиГС, к.э.н. Елены Ермолаевой и директора программы «Эффективное государственное управление», доцента кафедры правового регулирования экономики и финансов ИГСУ РАНХиГС, к. ю. н. Максима Прокошина.

Цифровая трансформация становится все более заметным явлением нашей повседневной жизни. В его основе наблюдается коренное изменение сознания всех участников данного процесса в сторону применения гибких подходов во взаимодействии, переходу к клиентоцентричной модели и принятию решений на основе данных. Настает время внедрения новых цифровых технологий в деятельность, прежде далекую от сферы IT, а также изменение всего ландшафта социальных и бизнес-процессов.

В Указе Президента РФ «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019-2021 годы» от 24.06.2019 № 288 сказано о необходимости ускоренного внедрения информационно-коммуникационных технологий и в государственных органах. Особенно активно идут процессы разработки больших интегральных информационных систем федерального значения, что приводит к глобальным и необратимым изменениям во всех управленческих процессах на государственном уровне. Изменения происходят как в количестве, так и качестве информационных взаимодействий. В результате возникают новые востребованные цифровые сервисы, появляется целая экосистема на базе цифровых платформ, которые становятся новой клеткой промышленной революции.

Если говорить о развитии программ электронного правительства, то в целом вся инфраструктура уже построена. Главные ее элементы можно поделить на фронт-офис и бэк-офис. В качестве первого можно рассматривать единый портал государственных услуг (gosuslugi.ru), который позволяет пользователям получать государственные сервисы в полном объеме. Необходимо отметить и единую систему идентификации и аутентификации в инфраструктуре, которая является инструментом санкционированного доступа к государственным и муниципальным услугам, позволяет придать юридический статус всем действиям пользователей государственных информационных систем.

Важнейшим инструментом и «шиной» всех электронных коммуникаций является единая система межведомственного электронного взаимодействия. Она обеспечивает защищенный обмен сведениями при предоставлении государственных и муниципальных услуг с помощью механизмов усиленной квалифицированной электронной подписи. Система головного удостоверяющего центра гарантирует валидность сертификатов электронных подписей, обеспечивая единое пространство цифрового доверия.

 

В 2018 году ООН впервые оценивала программы развития электронного правительства в ведущих сорока городах мира. Москва заняла первое место в индексе локальных онлайн-сервисов (Local Online Services Index, LOSI), где оценивались  технические и контентные аспекты муниципальных веб-сайтов, онлайн-сервисы и проекты порталов гражданских инициатив.

Говоря о достижениях, необходимо смотреть в будущее. Утвержденная в 2019 году программа «Цифровая экономика Российской Федерации» нацелена на создание новой цифровой инфраструктуры, способной обеспечить прорывной характер развития страны. Основные индикаторы ее исполнения к 2024 году: разработка и начало эксплуатации не менее 10 отраслевых цифровых платформ, появление 10 компаний-лидеров, конкурентных на мировом рынке IT-услуг, создание не мене 500 цифровых компаний в секторе малого и среднего бизнеса. 

Постоянный рост информационно-коммуникационных технологий приводит к переформатированию сложившихся социальных и производственных процессов. В этой связи важной задачей становится создание государственной единой облачной платформы (ГЕОП) или ГосОблако, способной обеспечить координацию перевода в «облако» государственных информационных ресурсов, не содержащих сведений, составляющих государственную тайну (в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 28 августа 2019 г. № 1911-р). Важные условия при этом – качественная аналитика и информационная безопасность.

Обследование информационных систем и инфраструктуры федеральных органов исполнительной власти, проведенное Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ в 2018 году, выявило значительную разнородность решений на основе иностранных ИТ-технологий.  Это красноречиво указывало на гетерогенность ИТ-ландшафта госорганов и возможные потенциально высокие риски в сфере информационной безопасности. Была признана необходимость скорейших мероприятий по импортозамещению и комплексной защите информации с максимальным увеличением использования отечественных «облачных технологий». Все это должно привести к стандартизации, снижению стоимости и высокой степени защиты государственных информационных систем и сервисов.

На сегодняшний день в ГосОблако включено уже двадцать шесть ведомств. Планируется переход к платформе ГосОблако2 на базе идеологии community cloud («общественное облако») и появление в нем новых участников. Важны развертывание по единым принципам государственных информационных систем, включая веб-сайты министерств и ведомств, а также решения в сфере информационной безопасности.

Единое облачное решение также позволит проводить более качественную аналитику данных, которые в настоящее время превращаются в стратегические цифровые активы любого государства. Это даст возможность развивать новые сервисы и улучшать уже имеющиеся, тем самым повышая качество жизни своих граждан и эффективность цифровых продуктов для бизнеса.

Что дает реализация подобных проектов? Прежде всего, она совершенствует механизмы государственно-частного партнерства и создает возможности для развития несырьевых отраслей экономики и, прежде всего, сферы услуг: на этом базируются концепции «умного» государства, «умного» города и «умных» сервисов. Внедрение цифровых платформ позволяет создавать «единое окно взаимодействия» для получения государственных услуг по принципу 24/7 и становится единым контуром процессов создания востребованных продуктов и услуг для отраслей народного хозяйства – от появления идеи до производства и их реализации.  

Данные становятся нефтью ХXI века и ключевым фактором производства. Но для развития цифрового потенциала нужны высококвалифицированные кадры и во всем мире разворачивается борьба за эти «таланты». Российская Федерация принимает этот вызов. Нам необходимо быть в числе лидеров и создавать собственные цифровые технологии, которые будут востребованы и на мировом рынке: от программного обеспечения, до компьютерного оборудования различного назначения. Только так возможно избежать «цифровой колонизации» и оставаться суверенными. Цифровизация приходит в каждый дом, и важно, чтобы это приносило конкретную пользу и стране в целом, и  каждому из наших граждан.

Нравится
Поделиться