Презентация программы двойного диплома магистратуры ИГСУ РАНХиГС и Московского института психоанализа «Психология политического лидерства и управления»

Июнь 5, 2022

В рамках международной конференц-сессии ИГСУ «Государственное управление и развитие России: глобальные тренды и национальные перспективы» состоялась секция «Психологические и организационные ресурсы управления».

Инициаторами мероприятия выступили кафедра организационного проектирования систем управления факультета управления персоналом и государственной службы ИГСУ РАНХиГС (заведующая кафедрой Елена Литвинцева, декан факультета Елена Киреева) совместно с кафедрой организационной психологии Московского института психоанализа (заведующая кафедрой Наталья Курдюкова).

Секция привлекла более 60 участников, которые выступали с докладами и делились мнениями по актуальным вопросам психологии и социологии управления.

Модераторами секции выступили: Наталья Курдюкова, заведующая кафедрой организационной психологии МИП; Наталья Афанасьева, доцент ИГСУ РАНХиГС; Татьяна Скипетрова, доцент, директор магистерской программы «Психология политического лидерства и управления» ИГСУ РАНХиГС.

Мероприятие было приурочено к открытию программы двойного диплома по программе «Психология политического лидерства и управления» по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление» (ИГСУ РАНХиГС) и «Психология» (МИП). Основным итогом секции стало сближение позиций двух вузов в отношении обучения кадров высшей квалификации, выработка общего взгляда на проблему подготовки руководителей на современном этапе.

Заведующий лабораторией психологии труда и эргономики ИП РАН, профессор Анатолий Занковский в своем докладе поставил важный акцент на том, что при изучении лидерства необходимо учитывать внутренние проблемы общества, выстраивать модели лидерства, основываясь на национальных приоритетах и ценностях.

Идею подготовки лидеров развил в своем выступлении Виталий Шемякин, коуч по менеджменту, преподаватель магистерских программ ИГСУ, который, в частности, отметил, что стране нужны профессионально подготовленные руководители, владеющие навыками регулярного менеджмента, а не «мотивационные спикеры», умеющие донести идею, но не умеющие организовать рабочий процесс.

С большим вниманием собравшиеся послушали речь профессора кафедры организационного проектирования систем управления факультета управления персоналом и государственной службы ИГСУ РАНХиГС Ольги Москаленко, которая поставила вопрос о психологических ресурсах управления в свете особенностей когнитивного развития молодого поколения, отметив его регрессивный характер из-за привычки к коротким сообщениям, развлекательному контенту и т.д.

Профессор кафедры организационного проектирования систем управления факультета управления персоналом и государственной службы ИГСУ РАНХиГС Людмила Степнова в докладе: «Динамика смыслового понимания студентами новых цифровых реалий» отметила, что проведенный с помощью метода семантического дифференциала сравнительный анализ (2020–2021 гг.) интерпретации молодежью цифровых реалий показал сходство в положительной интерпретации, как человечных и гуманных, понятий, относящихся к группе технологии (кибербезопасность, цифровые технологии, виртуальный помощник), и отрицательной интерпретации, как нечеловечных и негуманных понятий, относящихся к группе, субъекты цифровизации (электронное правительство, Big Data, робот). Эти данные важно учитывать в управлении цифровой трансформацией общества.

Тему специфики поколений развивала в своем докладе Елена Володарская, профессор кафедры организационной психологии Московского института психоанализа. Она, в частности, отметила организационно-психологические особенности поколения «Z» и выделила специфику поведения представителей данной профессиональной группы на рынке труда, например, ориентацию на желание иметь только интересную работу, непризнание авторитетов и жестких формальных рамок.

Актуальные вопросы психологического здоровья персонала затронула в своем выступлении доцент кафедры социальной психологии Московского института психоанализа Анна Молокостова, обратив внимание присутствующих на важность психологического сопровождения сотрудников организации. Похожую проблему раскрыла в своем выступлении Светлана Гончар, преподаватель кафедры организационной психологии МИП, PhD, директор центра развития компетенций. Она рассказала о практике психологического консультирования компаний в кризисное время. Было отмечено, что компании, которые обращаются за профессиональными консультациями психологов, показывают затем более высокие результаты, так как сохраняют высокую работоспособность персонала, оказывая ему психологическую поддержку.

Актуальность подготовки современных специалистов сферы молодежной политики подчеркнула в своем выступлении Светлана Попова, директор по науке Института молодежи, доцент МИП. В результате исследования, проведенного автором в 2021–2022 гг. в ряде регионов России среди представителей муниципальных органов власти, занимающихся работой с молодежью, были выделены управленческие, информационные, социальные и технологические компетентностные дефициты. А итогом исследования стала карта образовательных запросов, которая в дальнейшем ляжет в основу переподготовки специалистов сферы молодежной политики.

Ярким эмоциональным выступлением запомнилась участникам секции выступление руководителя СО НКО ВБФ «Большая семья» Аллы Судиной. Она рассказала о деятельности лидеров НКО в социальной сфере, о направлениях их работы, помощи, которую они сумели организовать, представила фото- и видеоматериалы. В ответе на вопрос, кто такой гражданский лидер, Алла Станиславовна описала его основные черты: он знает ситуацию «с земли», он неравнодушен, умеет общаться с разными категориями населения, хороший оратор, умеет убеждать, рассчитывает на положительный результат, а не на формальный подход, умеет мотивировать окружающих на самоорганизацию и выполнение дополнительных задач.

Светлана Кирнарская, доцент кафедры управления природопользованием и охраны окружающей среды ИГСУ представила участникам секции сообщение на тему: «Психологическая готовность руководителей к социально-экологической деятельности», в котором описала увлекательную деловую игру для бакалавров и магистров, позволяющую потренировать навыки командообразования, аргументации, анализа проблемы, поиска решения, представления результатов.

Тему применения кейс-подхода в теории психоанализа для интерпретации психических защит и их преодоления осветил в своем докладе Владимир Киселев, преподаватель ИГСУ и ВШКУ РАНХиГС. Он предложил рассмотреть континуум типов ресурсов (физических и психологических) для диагностики состояния клиентов и предложил матрицу для анализа общих и специфических особенностей психических защит с учетом дисбаланса ресурсов и возможностей их дальнейшего преобразования в общую норму.

Важно отметить, что среди участников секции, были представители регионов, которые поделились опытом решения управленческих задач в государственных органах власти, общественных организациях, бизнесе. Так, Маргарита Гагина, начальник департамента семейной политики Министерства социальной политики Калининградской области поделилась опытом принятия решений в социальной сфере области на основе метода анализа ситуаций. В своем докладе она подчеркнула, что управленческая деятельность невозможна без глубоких знаний природы, методологии, психологии и социологии управленческих решений. Важно учитывать потребности и чаяния конкретного получателя. Такой подход был применен при решении проблемы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Зинаида Березина, проректор по последипломному образованию Ростовского государственного медицинского университета, рассказала о крайне актуальных в нынешней ситуации психологических подходах к организации непрерывного медицинского образования в регионе. Евгения Майорова, Уполномоченный по правам ребенка в Челябинской области, рассказала собравшимся о современной практике применения плоской модели управления в своей работе, которая позволяет отвечать на современные вызовы и повышать оперативность в решении рабочих задач.

Альбина Кагарманова, доцент кафедры организационного проектирования систем управления ИГСУ РАНХиГС рассмотрела вопросы электорального поведения студенческой молодежи. Рустам Макаев, преподаватель ИГСУ в своем выступлении затронул вопросы особенностей массового сознания в эпоху цифровой трансформации общества.

Очень важной частью конференции стало выступление магистрантов программы «Психология политического лидерства и управления». Для многих из них это был первый опыт апробации собственных идей. Так, Лена Чиряева, стажер-исследователь ИСПИ ФНИСЦ РАН представила собственное исследование на тему: «Роль женщины во власти в субъекте Российской Федерации (на примере Республики Саха (Якутия)». Ильдус Резяпов, начальник отдела мониторинга и аналитики Законодательного собрания ЯНАО выступил с докладом: «Личность руководителя в организационной системе: традиционные и современные подходы к лидерству». Татьяна Савич в своем выступлении описала такой сложный феномен, как «интернет»-толпа. Наряду со схожими чертами между обычной и интернет-толпой (импульсивность, внушаемость, наличие лидера в толпе, искажение информации), последняя имеет свои особенности: открытые и размытые границы, частичная анонимность, одновременное пребывание на разных интернет-площадках и т.д. Подобное явление требует дальнейшего научного осмысления.

На секции представили свои доклады и бакалавры ИГСУ. Владимир Карпухин осветил проблемы формирования коллективной воли (энтимемы).

В завершение мероприятия Елена Литвинцева, заведующая кафедрой организационного проектирования систем управления факультета управления персоналом и государственной службы ИГСУ РАНХиГС обратила особое внимание на то, что секция «Психологические и организационные ресурсы управления», организованная кафедрой совместно с нашими партнерами из Московского института психоанализа, открывает новые грани научно-исследовательского сотрудничества, которое позволит, в том числе, привлечь ярких преподавателей и спикеров на программу магистратуры «Психология политического лидерства и управления» и послужит на благо образовательного процесса магистрантов двух вузов – ИГСУ РАНХиГС и МИП.

Организаторы секции «Психологические и организационные ресурсы управления» благодарят всех участников мероприятия за содержательные выступления и участие в дискуссии и выражают надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество.

Нравится
Поделиться