Эксперты ИГСУ РАНХиГС приняли участие в парламентских слушаниях по развитию высшего образования

Июнь 30, 2022

27 июня 2022 года преподаватели Высшей школы правоведения Института государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС участвовали в открытых парламентских слушаниях по вопросам развития отечественной системы высшего образования, проходивших в Государственной Думе Российской Федерации.

В дискуссии приняли участие ректоры и преподаватели ведущих российских вузов, представители студенческого сообщества, работодателей, региональных органов власти, эксперты, лидеры парламентских фракций.

В делегацию Президентской академии вошли директор центра экспериментальных образовательных программ Евгений Салыгин, профессора Высшей школы правоведения ИГСУ Владимир Зайцев, Галина Улетова, Ольга Киянова, Владимир Джатиев, доценты кафедры правового обеспечения рыночной экономики ВШП ИГСУ Александр Трифонов и Ольга Беркутова, преподаватель программы Master of Public administration (MPA), адвокат Сергей Швакин.  

С докладами выступили председатель Госдумы Вячеслав Володин, министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, ректоры МГУ им. Ломоносова, СПГУ, МГЮУ имени О.Е. Кутафина и другие спикеры.

Участники слушаний обсуждали будущее высшего образования в случае выхода России из Болонского процесса. Было высказано мнение, что новая национальная система образования должна впитать в себя все самое лучшее, что есть в этой сфере в современной России, и использовать достижения высшего образования советской поры, чтобы готовить серьёзных теоретиков, и эффективных практиков, а выпускник отечественного вуза был конкурентоспособным в любой точке мира. Обсуждались также вопросы повышения материального стимулирования преподавателей вузов, оптимизации нормативов нагрузки – например, было предложено вернуть норматив 15 обучающихся у одного преподавателя. Выступающие ратовали за то, чтобы исключить слово «услуга» применительно к получению образования. Эксперты согласились, что онлайн-образование – не просто долговременный тренд, а свершившийся факт нашей жизни, и его следует сохранить, изменив формат: например, 3–4 дня очного обучения и 1–2 дня в онлайне.

Оживленное обсуждение вызвал вопрос о сроках обучения. Было предложено, в частности, сохранить 5–6 лет специалитета плюс использовать не только формулу 4+2 (бакалавриат и магистратура), но и уменьшить обучение в магистратуре после специалитета по формуле 5+1. Обсуждалась роль аспирантуры в подготовке научных кадров, а не только как ступень образования в связке с бакалавриатом и магистратурой, а также необходимость развивать практику повышения квалификации или переквалификации.

Недочетом бакалавриата был признан тот факт, что работодатели с неохотой принимают в штат его выпускников, считая их образование незаконченным высшим.

Министр Валерий Фальков предложил к обсуждению темы модернизации и мобильности образования, его ориентированности на практику, а также поднял вопрос гибких образовательных стандартов, например, 4+2 или 5+1.

Ректор МГУ Виктор Садовничий выступил противником Болонской системы образования и предложил дать большую свободу вузам в определении модели образования. Было предложено сохранить то лучшее, что есть в бакалавриате, а также несколько альтернативных вариантов: бакалавриат с интегрированной магистратурой (6 лет), из которого можно выйти после 4 лет обучения, и специалитет с возможностью получения двух квалификаций (5–6 лет).

Председатель комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев говорил о необходимости сохранения фундаментальности образования, качества подготовки молодых специалистов и концепции непрерывного образования. Было предложено создать возможность продолжения образования на бюджетной основе в магистратуре во всех государственных вузах страны. Особое внимание было уделено вопросу межпрофильных треков. По мнению спикера, бакалавриат должен развиваться в связке с магистратурой, по той же специализации.  Следует отдать предпочтение обучению совместимым специальностям, например, экономист и юрист, а не инженер и юрист. Недопустимо 4 года учиться на философа, а затем 2 года на переводчика, полагает спикер.

В ходе обсуждений были рассмотрены различные пути развития высшего образования в России, сделаны выводы о необходимости его модернизации с учетом опыта прошлых лет. Система образования должна стать более качественной, гибкой, интегрированной, мобильной и практичной.

Нравится
Поделиться