Магистранты программы «Психология политического лидерства и управления» обсудили на круглом столе актуальные проблемы политической психологии

Июль 13, 2022

23 июня и 1 июля 2022 г. в рамках изучения дисциплины «Политическая психология» магистранты вечернего и очного отделений программы «Психология политического лидерства и управления» под руководством профессора кафедры организационного проектирования систем управления, д.п.н. Людмилы Степновой приняли участие в круглом столе на тему «Актуальные проблемы политической психологии».

Влада Гладкая выступила с докладом «Политические интернет-коммуникации», отметив, что благодаря возможностям современного политического интернета воздействию подвергаются все компоненты психологической структуры человека: интеллект, эмоции и мотивы поведения.

«На первый план выдвигается эмоциональный признак, который стимулирует возникновение соответствующих эмоциональных переживаний, выражающих отношение человека к окружающей его действительности, – сообщила студентка. – Каждый, имеющий доступ к Сети, может выступать как получателем, так и отправителем информации, что позволяет осуществлять эффективное виртуальное взаимодействие коммуникантов как друг с другом, так и с политическими структурами. Это делает процесс коммуникации более активным и взаимообусловленным: и адресант, и адресат выступают как активные его участники и могут влиять на его развитие».

Татьяна Савич в своем выступлении «Этнические и религиозные конфликты» подчеркнула:

«Количество этнополитических и этноконфессиональных кризисов в современном мире продолжает увеличиваться. Конфликты на национальной и религиозной почве возникают вследствие глобализационных процессов, национальной политики,  увеличения доступность информации, увеличения социального неравенства,  усиления массовой миграции и др. По данным Росстата значительный вклад в миграционный прирост   населения России вносят мигранты из стран СНГ, в частности из стран Средней Азии – Узбекистана, Таджикистана, Казахстана. Их доля в миграционном приросте в течение последних 10 лет составила около 90–95%. Одновременно в нашей стране отмечается рост общего числа нападений, актов вандализма, нетерпимости на этнической и религиозной почве».

Согласно выводам исследователя, для реализации эффективной стратегии урегулирования межэтнических и межконфессиональных конфликтов необходимо использование систем раннего предупреждения и мониторинга, которые позволяют собирать и анализировать данные об уровне межобщинной напряженности и национальной нетерпимости.

Сергей Серегин раскрыл тему массовой сознания и поведения в докладе «Психология масс в политике», полагая, что изучение и анализ массового политического сознания, политического поведения особенно важно в нашем современном мире, где события развиваются чрезвычайно стремительно и порой даже недостижимо для понимания в данный момент времени.

«Главная трудность анализа генезиса и процессов функционирования массового политического поведения заключается в том, что описать эти явления можно только на достаточно конкретном уровне, принимая во внимание особенности субъекта массового сознания, его содержание, условия возникновения, – полагает магистрант. – Одновременно описание должно осуществляться на достаточно фундаментальном аналитическом уровне – иначе оно просто не будет научным. Решение данной задачи связывается с рассмотрением различных форм, в которых существует, функционирует и развивается массовое политическое сознание – типы массовых настроений и, отчасти, общественного мнения».

Татьяна Шипицина в своем выступлении на тему: «С. Манн. Место теории хаоса в геополитике (от теории к действию)» подчеркнула, что «научное осмысление понятий «хаос» и «порядок» сформировали многочисленные теории беспорядка и управляемого «хаоса», исследуемые различными отраслями науки. Многие эксперты едины во мнении, что в основу современных геополитических процессов легли разработки не только С. Манна, но и целого ряда западных исследователей, стратегов в области управляемого «хаоса». Использование «ненасильственных действий как способа ведения войны», переведение системы в состояние «политической критичности» при определенных условиях приводит к тому, что она самостоятельно ввергает себя в катаклизмы хаоса и происходит ее переустройство. Данный подход является действенным подходом для асоциального разрушения и геополитическим манипуляциям. Одним из механизмов теории хаоса являются так называемые «цветные революции», которые широко применятся на мировой арене».

Доцент кафедры организационного проектирования систем управления ИГСУ Альбина Кагарманова в докладе «Проблема интолерантности в современном обществе» отметила, что «интолерантный человек склоняется при принятии решений к принципу «черное – белое», проявляет поспешность решений, зачастую без учета реального положения дел, стремление к очевидному и безусловному принятию либо отторжению в отношениях с другими людьми. Обычно данное явление рассматривается как негативное, хотя немало примеров и положительной роли интолерантности для культуры, социального развития в определенной ситуации: в основном в случае молодого, неустойчивого общества. В определенных случаях интолерантность оказывается для культуры полезной и даже спасительной. Во-первых, при помощи интолерантности «очищается» выдохшаяся, кризисная общественная культура – так было, например, во время петровских преобразований в России. Например, для личностной культуры интолерантность как способ самозащиты актуальна прежде всего при декомпенсации или неправильной компенсации эмоционально-ценностных ориентаций».

Дмитрий Отвагин в докладе «Технология «Троянский конь» в интернет-коммуникациях» отметил, что «государству необходимо на постоянной основе проводить работу по обеспечению защиты личности граждан от негативного воздействия информации, направленной на корректировку мировоззрения, разрушение личности, подрыв традиционных ценностей. Применение технологии «Троянский конь» в интернет-коммуникациях направлено на изменение сознания людей, а также данную технологию возможно использовать для реализации контрмер по обеспечению нейтрализации информационно-психологического воздействия».

Эвелина Алимова рассказала о вирусном распространении информации в интернет-пространстве, отметив, что на протяжении многих лет человечество знает о существовании единого информационного поля, которое оказывает активное информационное влияние как на жизнь каждого отдельного человека, так и на жизнь общества в целом.

«Вирусная информация несет в себе определенные цели: привлечение и удержание внимания; репликация (копирование и распространение); выполнение цели создателя (развлечение, обогащение, пиар-кампания, дезинформация, реклама и др.). Данное влияние может быть: нейтральным, позитивным и негативным. Если позитивное влияние укрепляет моральный дух нации, защиту исторической нации, мотивирует на успех, то негативное влияние воздействует на разрушение национального самосознания, порождает экономический и политический хаос», – утверждает спикер.

Анастасия Постникова в докладе «Политический имидж лидера и его формирование» подчеркнула важность взаимодействия политического лидера со средствами массовой информации.

«Как политическому лидеру, общественному деятелю, в эпоху развития социальных сетей, всегда сохранять позитивный имидж, положительное настроение и доверие у населения? В социальных сетях лидер может создать собственный аккаунт, чтобы быть ближе к населению, а граждане в свою очередь имеют возможность наблюдать за ходом его политической карьеры, результатами его работы и даже личной жизнью. Обратная связь может быть разной, но на фоне этих выводов есть возможность скорректировать образ политического деятеля. Чтобы идти в ногу со временем и не потерять своей индивидуальности, а также сформировать о себе положительную статистику, нужно приложить немало усилий и быть готовым к тесному контакту со своей аудиторией».

Нухбек Амиров рассказал о феномене лидерства как объекте научного и практического интереса:

«Его изучают социологи, психологи и специалисты в области менеджмента, однако единого понимания содержания этого феномена и механизмов его формирования до сих пор не существует. Лидерство как социальное явление сопровождает человечество на протяжении всего его существования. Везде, где собирается группа, состоящая более чем из двух человек, может возникнуть ситуация лидирования одного и следования за ним других. Лидер оказывает значительное влияние на процессы самоорганизации группы, формирование групповых норм и ценностей, на поведение последователей».

Анастасия Лобова в своем выступлении «Технологии цветных революций» подчеркнула, что «феномен цветных революций продолжает развиваться и приобретает глобальный характер. Хотя технология цветных революций была доведена до идеала лишь в последние десятилетия и получила широкую известность лишь в эпоху Интернета, большинство приёмов цветных революций на самом деле не новы и их использование неоднократно имело место на протяжении XX века и ранее. По сути, это проекты, которые направлены на свержение легитимной власти в некоторых странах. Характерным признаком цветной революции является декларируемое отсутствие использование насилия – начинается такая революция всегда с мирных протестов, однако вполне может закончиться кровавыми столкновениями и вооружённым переворотом, если не будет вовремя подавлена. Другим признаком является скрытая, но активная денежная поддержка революционеров со стороны различных специальных фондов, посольств и спецслужб других стран».

Александр Ерошин раскрыл тему: «Особенности пользователей интернета», отметив, что «появление сетей интернета, а также широкое их распространение и использование, коренным образом изменило отношение общества к информации, сделав ее легкодоступной и легко манипулируемой в восприятии масс. В своем докладе я постарался раскрыть особенности пользователей интернета и их мотивацию и идентифицировать новую информационную реальность с точки зрения социально-психологического воздействий».

Виктория Кузнецова в своем выступлении на тему «Информационно- психологическая кампания» отметила, что информационно-психологическое воздействие представляет собой вид целенаправленного психологического воздействия, специально организованного для изменения поведения и деятельности индивида или групп людей без открытого принуждения.

«В последнее десятилетие информационно-психологические кампании стали эффективным инструментом не только внешней, но и внутренней политики. Цель любой такой кампании — добровольная подчиняемость общества, которая обеспечивается при помощи технологий психологического воздействия на сознание объектов. Объектами информационно-психологической кампании выступают: личность, как гражданин, социальные группы и объединения людей, государство и общество. Информационно-психологическое воздействие только тогда дает наибольший реальный эффект, когда учитываются особенности функционирования индивидуального, группового и общественного сознания».

Илья Опрышко в докладе «Формы политической интернет-коммуникации» отметил, что: «политический интернет можно определить как новейшую электронно-компьютерную среду в сфере политико-властных отношений, созданную на основе принципа обратной связи, которая является: во-первых, виртуальным пространством для быстрых и разнонаправленных потоков политической информации и коммуникации; во-вторых, современным ресурсом и технологией политического влияния, завоевания доверия и общественной поддержки, политического участия и политической борьбы. Такое распределение существенно влияет на характер актуального политического общения, качественно меняет язык политического дискурса и стилистику политической коммуникации и обусловливает необходимость детального и всестороннего изучения этого нового феномена».

1

В завершении круглого стола профессор Людмила Степнова отметила, что освоение базовых понятий и методов политической психологии позволит магистрантам программы «Психология политического лидерства и управления» успешно применять их в своей политической и управленческой практике.

Нравится
Поделиться