Студент ИГСУ РАНХиГС Александр Воржев рассказал о значении молодежного форума, посвященного духовно-нравственным ценностям традиционных религий

Июль 27, 2022

15–19 июня в Пятигорском государственном университете при содействии фонда поддержки исламской культуры, науки и образования прошел молодежный форум «Духовно-нравственные ценности традиционных религий: сохранение и укрепление в реальном и цифровом мире».

В состав делегации Института государственной службы и управления РАНХиГС вошел студент 3 курса программы «Экономика и управление (с углубленным изучением иностранного языка и экономических дисциплин)» (направление «Государственное и муниципальное управление») Александр Воржев, рассказавший о значении состоявшегося диалога в условиях современной социокультурной и политической повестки.

– Александр, считается, что тематика форума не слишком популярна среди современного молодого поколения. Насколько актуальными вам кажутся подобные мероприятия?

– Когда мы говорим о духовной сфере, мы изначально не предполагаем в ней строгих границ и рамок. Вечные смыслы воспринимаются через мировоззренческую призму, в связи с чем возникают различные искажения и недопонимания между представителями разных религий и культур. В информационном пространстве молодежь также ищет комфортную ей среду, не горя желанием общаться с теми, кто отличается во взглядах. Это значительно сужает кругозор и может приводить к различным «перекосам», в том числе нарушающим общественное устройство, – экстремизму и деструктивному поведению. Поэтому сегодня особенно важно искать актуальные методы решения этих проблем, обсуждать их в самом широком кругу, обязательно привлекая к этим дискуссиям молодежь – студентов, молодых специалистов. Наша страна многонациональна, в ней присутствует множество религиозных течений, и всем нам нужно учиться уважать друг друга, создавая единое смысловое пространство.

– Какие темы форума показались вам наиболее интересными? Нашла ли отражение в программе форума необходимость усиления роли России в мировом пространстве на фоне кризиса западных ценностей и политической повестки последних пяти месяцев?

– Культурно-религиозное взаимодействие в России, на мой взгляд, следует понимать как условие национальной безопасности. Но в условиях смены политических векторов еще более важны вопросы международного уровня, позиционирования в глобальной политике, межнационального диалога, которые также обсуждались на форуме. Среди главных тем выделю «Формирование государственной общероссийской культурной идентичности при открытом диалоге и взаимодействии народов России между собой и внешним миром», «Культурно-религиозное просвещение граждан для борьбы с радикализмом», «Укрепление религиозной терпимости для снижения социальных противоречий и нестабильности в обществе», «Взаимопонимание и защита традиционных ценностей как залог национальной безопасности РФ», «Объединение усилий по противостоянию информационного и квазикультурного давлению на нашу страну извне».

– Люди, относящие себя к различным вероисповеданиям, зачастую ставят свою конфессию на первое место, не желая знакомиться и мириться с иными мировоззрениями. Можно ли это трактовать как зачатки экстремистских наклонностей, и насколько такое поведение угрожает обществу?

– Межконфессиональный диалог необходим, причём не только между людьми и группами различных вероисповеданий – в него должны погружаться и те, кто не относит себя ни к одному из религиозных направлений. Критически важно осознавать, что религиозное и культурное невежество способствует обострению межнациональных и межконфессиональных конфликтов, которые в нынешних реалиях поляризации мира могут выливаться в нечто большее, вплоть до военных столкновений особой жестокости. Попытки представить экстремизм в рамках одной религии при этом в корне неверны, поскольку это только усиливает социальное напряжение.

Напротив, главные мировые религии в лице христианства и ислама сами подчёркивают важность плюрализма и взаимодействия с иными религиозными течениями, и это зафиксировано в канонических вероучениях. Любые экстремистские течения искажают сущность вероисповедания, зачастую преследуя не религиозные, а политические цели, стремятся «расшатать» и разделить общество, поставить его в условия внутреннего противоборства.

– Какие меры могут этому противостоять?

– Знакомство с другими религиями и конфессиями и взаимодействие с их представителями как раз и не дает распространяться радикальным настроениям, которые очень часто связаны с ограниченностью знаний или нежеланием выходить из зоны комфорта. Задача таких форумов и конференций – повышать уровень знаний молодежи относительно традиционных религиозных духовно-нравственных ценностей, показывать единые принципы, заложенные в основу мировых и традиционных российских религий и гарантирующие социальную стабильность в государстве. Эта деятельность сегодня приобретает первостепенное значение для молодежной политики.

– Какие факторы помимо экстремизма, на ваш взгляд, препятствуют межрелигиозному сотрудничеству?

– Межконфессиональное взаимодействие, которое в современных реалиях по праву можно считать инструментом решения социальных противоречий и предотвращения общественных угроз, происходит в достаточно противоречивой среде. Это связано с процессами цифровизации и унификации, которые сводят социокультурные и исторические особенности «к общему знаменателю», а значит – к уничтожению самобытности народов, их устоев, норм и принципов. С каждым днём человек всё больше духовно обезличивается, его личность оцифровывается, он становится всего лишь набором персональных данных или же, в лучшем случае, качеств и навыков, а нематериальная сторона личности, его индивидуальность отходит на второй план. Глобализация ставит под большой вопрос сам процесс узнавания и изучения людьми друг друга в общемировых масштабах. И это является значительной угрозой для межрелигиозного сотрудничества в целом, которое нацелено на устранение различного рода неграмотности и недопонимания между людьми, налаживание контактов и построение механизмов культурного просвещения. По сути, это обратная сторона глобализации, искажение принципов демократии и гуманности.

– Цифровизация способствует расширению информационного контекста, но действительно, она несет с собой и угрозы. Какие еще вы считаете важным предупредить?

– Помимо позитивных аспектов, цифровизация обладает «обратной стороной медали» – свойством создавать ограниченный мир для пользователя. Развитие алгоритмов подбора контента, «умных лент» укореняет и цементирует мировоззренческие рамки, практически исключая просачивание информации. Возможно, мы в этой информации напрямую и не заинтересованы, но она является полезной как минимум из соображений социальной практики.

Да, мы можем найти себе новых приятелей, друзей, партнёров, от общения с которыми как «отражения задуманного» мы будем получать удовольствие, но познать всю многогранность мира, точек зрения на его устройство, включая религиозные и мировоззренческие принципы, в такой ситуации крайне сложно. Ограниченность человеческого познания в первую очередь возникает из тех рамок, которые мы ставим себе самостоятельно в силу своих желаний и интересов. Человек сам себя лишает развития здравого критического мышления, познания мира в его многообразии. Нам всё более неприятно слышать «чужих» и всё удобнее и проще ограничиваться взаимодействием «со своими».

– На ваш взгляд, религиозная тематика в интернет-среде освещается в достаточной мере?

– Отнюдь нет. На просторах интернета религиозно-образовательные аккаунты пока что проигрывают в борьбе за нишу в информационном поле, хотя в последнее время ситуация переламывается и стабилизируется. Представители конфессий стремятся донести до широкой аудитории, в особенности молодёжи, в мягкой познавательной форме историю, принципы, нормы и традиции религиозной парадигмы, показать, что религия – это вовсе не атавизм, и прогрессивных людей, исповедующих ту или иную религию, более чем хватает.

СМИ, как правило, публикуют «жареные факты», которые чаще всего носят негативный характер, поскольку именно такой контент подогревает интерес читателя. Это повышает религиозный градус в общественной повестке далеко не в лучшую сторону, формирует в мышлении публики отрицательный образ представителей вероисповеданий. Создается конфликтная ситуация относительно моральных векторов той или иной конфессии, которая не то, что искажает реальное положение вещей, а просто ставит его с ног на голову! На мой взгляд, это происходит от недостатка знаний о религиях как у журналиста, так и у читателя, который чересчур доверяет СМИ. Что уж говорить об интернет-пространстве и фейках, которые с учетом современных технологий просто зашкаливают!

– Получается, что усиливающееся среди молодого поколения отдаление от традиционных духовных ценностей – это во многом результат того, что социальные сети недооцениваются как инструмент культурного образования и воспитания? Это возможно как-то исправить или чем-то заместить?

– Как мы уже поняли, современная общественная повестка очень противоречива, очень сложно отделить «зерна от плевел». На мой взгляд, необходимо учитывать современные тенденции и методики, говорить с молодежью с учетом актуальных примеров, не оставаться в косных формах. Школьники или студенты сейчас плохо воспринимают информацию, если не видят конкретного практического применения тех или иных знаний и навыков, – их необходимо заинтересовать, сформировать вовлекающий контекст. В этом смысле очень важны молодёжные форумы, студенческие конференции, круглые столы, направленные на поиск таких решений. К их числу можно отнести и форум, участником которого мне посчастливилось стать.

Думаю, что он может служить примером полезного и продуктивного взаимодействия молодежи, заинтересованной в развитии на личностном и государственном уровне. Широкий спектр тем, среди которых всегда можно найти то, что звучит и цепляет, глубокий уровень межрелигиозного взаимодействия, благодаря которому открываются новые форматы диалога, происходит обмен мнениями и практиками как среди верующих, так и представителей светского мировоззрения. Мне кажется, многообразие мнений и взглядов в деятельном пространстве позволяет одновременно ощутить единство в главном – в тех ценностях, которые важны для всех народов и религий нашей страны.  Такие мероприятия вселяют надежду, показывая реальную готовность различных поколений к познанию и пониманию традиций, ценностей, образа жизни представителей других народов и религий. Гуманистический подход к сохранению идентичности личности и этноса, терпимости к укладам, расположенности к диалогу и культурно-религиозному просвещению граждан может свести к нулю множество социальных конфликтов.

– Можете ли вы, исходя из опыта участия в прошедшем форуме, порекомендовать Академии форматы молодежных мероприятий, повестку для студенчества?

– Современной молодежи важно иметь возможность высказывать свое мнение, поэтому хочется, чтобы таких площадок как форум «Духовно-нравственные ценности традиционных религий: сохранение и укрепление в реальном и цифровом мире» было больше. Участие в мероприятиях с широким спектром актуальных и интересных тем позволяет не только отточить искусство публичных выступлений, но и услышать множество мнений и позиций, поделиться своей точкой зрения, получить опыт взаимодействия с представителями других мировоззрений.

 

– Александр, большое спасибо за содержательную беседу! Мнение непосредственного участника молодежного форума позволяет понять, насколько значимы и интересны такие мероприятия для молодежи. Желаю вам сохранять уверенную мировоззренческую позицию, совершенствовать ваши лидерские качества в профессиональной деятельности! Уверена, что благодаря активной молодежи данная практика будет распространяться и включать новые форматы. Всего доброго!

 

Автор интервью

Александра Левицкая, кандидат философских наук, ведущий специалист межвузовского учебно-научного центра «Религия и общество» ИГСУ РАНХиГС

Анонсы и новости


Нравится
Поделиться