В ИГСУ РАНХиГС создается новая система наставничества для студентов
В Институте государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС воспринимают наставничество как инвестицию в долгосрочное развитие кадрового резерва. Сегодня здесь создается новая система наставничества, которая будет включать полный цикл взаимодействия со студентами в процессе их профессионального самоопределения.
Планомерная работа по созданию этой системы позволит студентам стать по-настоящему конкурентоспособными и эффективными специалистами, полагают в ИГСУ. Ожидаемый результат – максимальная осознанность в выборе профессии и устойчивый интенсивный рост компетенций, которых требует та или иная специальность. На нынешнем этапе институт активно включился в обучение наставников-преподавателей, построение системы наставников-студентов.
Так, в конце сентября прошел совместный выезд в Центр подготовки персонала РАНХиГС (г. Пушкино), где был проведен образовательный модуль по этому направлению. Помимо установочных докладов, он включал фасилитационные сессии (темы – «Каким должен быть наставник?», «Кодекс чести наставника» и пр.), ролевые игры для наставников-студентов, отдельную рабочую программу для наставников-преподавателей. В финале модуля те и другие объединились, чтобы поделиться результатами и пройти совместную игру на командообразование.
«Мы формируем новую систему наставничества, – рассказывает заместитель директора центра экспериментальных образовательных программ ИГСУ РАНХиГС Юлия Тюхтина (Саркисян). – “Мы” – это группа сотрудников и преподавателей ИГСУ РАНХиГС, прошедших комплексное обучение в Высшей школе государственного управления (ВШГУ) по программам личностно-профессиональной диагностики и наставничеству, системно занявшихся методическими разработками в этом направлении».
В сентябре состоялся запуск системы наставничества для первокурсников пяти образовательных программ ИГСУ РАНХиГС: «Эффективное государственное управление», «Внутренняя политика и лидерство», «Цифровое государство» (факультет государственного и муниципального управления), «Государственная и муниципальная служба» и «Управление персоналом организации и государственной службы» (факультет управления персоналом и государственной службы). Важно проверить, насколько в дальнейшем будет возможно мультиплицировать эту систему и распространять ее на других факультетах, объясняет Юлия Тюхтина.
Система наставничества ИГСУ будет состоять из нескольких уровней. Первый составляют студенты-наставники (так называемые «Н1»). Если в настоящее время кураторство в институте строится скорее ситуативно, «по запросу», то здесь предполагается их системная работа с первокурсниками согласно разработанной и утвержденной программе.
Студентов-наставников отбирали на основании записанных ими мотивационных видео – ребята объясняли, почему хотят стать наставниками, какой у них есть опыт в этой сфере, что им даст такая работа в будущем. Основной целью создания пула квалифицированных студентов-наставников является комплексная адаптация первокурсников в институте и повышение их осознанности в образовательной, проектной и внеучебной деятельности, что в результате должно привести к личностно-профессиональному росту и осознанному выбору карьеры в будущем.
«С нами работали профессиональные спикеры, которые глубже раскрыли значение статуса “наставник” и дали установки, как себя совершенствовать в этом направлении, – рассказывает один из будущих наставников, участник выезда в Центр подготовки персонала РАНХиГС, студент программы «Эффективное государственное управление» ИГСУ РАНХиГС Артур Папикян. – Мы работали над созданием идеального образа партнерства наставника и наставляемого, чтобы в дальнейшем на основе таких моделей суметь правильно выстроить алгоритм работы с первокурсниками. Важным было все – отработка направления, навыков коммуникации, осознание значимости этой работы в целом».
Следующий уровень – наставники личностно-профессионального развития (Н2). Это преподаватели института, владеющие, наряду с коучинговыми технологиями, инструментами личностно-профессиональной диагностики. На основании этой работы уже на 2-м курсе можно будет выстраивать индивидуально-образовательные траектории развития студентов в образовательный процесс, повышая осознанность профессионального самоопределения студентов на основе ресурсного подхода.
Третий уровень наставничества (Н3) – наставники по профразвитию, в чьи задачи войдет проектирование карьерных маршрутов. Они дадут студенту представление о деталях интересующей его профессии, познакомят с ее представителями, окажут содействие в оформление на стажировку, которая в дальнейшем может привести к трудоустройству. Завершит этот этап повторная личностно-профессиональная диагностика студентов из экспериментальной группы в конце 4 курса.
Таким образом, система наставничества ИГСУ будет включать полный цикл взаимодействия со студентами, в результате которого ожидается их максимальная осознанность в выборе профессии и устойчивый интенсивный рост компетенций, которых требует та или иная специальность. На выходе выпускники, принимающие участие в этом эксперименте, получат сертификаты – некие приложения к дипломам, которые будут демонстрировать их компетентностный профиль и особые достижения. Диплом не всегда показателен для работодателей, эти же данные будут представлять для них особый интерес.
Кстати, в первую очередь, такие сертификаты получат студенты, которые сами будут выступать в роли наставников – это должно мотивировать их присоединяться к этой работе.
Как рассчитывают организаторы, в результате такой системной и методически продуманной работы им удастся вырастить Гильдию наставников, сформировать эффективную систему подготовки кадров нового поколения.