Руководитель ИГСУ РАНХиГС Руслан Корчагин: «Воспитание гражданственности и патриотизма нуждается сегодня в глубоком переосмыслении»

Ноябрь 17, 2022

В Академии рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» состоялся Всероссийский гражданско-патриотический диктант «Моя любовь, душа моя – Россия!», участие в котором приняли более 4200 человек из 38 субъектов Российской Федерации. Подробнее о задачах проекта рассказал Руслан Корчагин, и.о. директора Института государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС, ставшего организатором диктанта.

– Руслан Николаевич, в чем заключается идея этой акции?

– Гражданско-патриотический диктант – это один из проектов, направленных на усиление воспитательной функции нашей системы образования. Функции обучения в российских вузах уделяется достаточно много внимания: утверждаются основные образовательные программы высшего образования, включая рабочие программы дисциплин, определение компетентностного профиля выпускника. С воспитательной работой иначе – только в 2020 году были внесены изменения в Федеральный закон 273, где была подчеркнута ее важность в образовательном процессе, определены новые цели – формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества, закону и правопорядку, человеку труда, окружающей среде. Диктант может стать одним из инструментов, способных поддержать эту работу.

– Какие задачи поставили перед собой организаторы проекта?

– Мы надеемся, что диктант сможет привлечь внимание к такой сложной проблематике, как воспитание гражданственности и патриотизма у молодого поколения, в первую очередь, у студентов. Становится все более очевидной необходимость поиска социально-ориентированных инструментов развития гражданской идентичности, воспитания патриотизма как духовного качества личности. Все мы поставлены сегодня перед вопросами: «Кто мы в этом мире? Как мы относимся к своей стране? В чем заключается наше гражданское самоопределение?». От того, как отвечает на эти вопросы нынешнее молодое поколение, зависит будущее нашего государства.

– Какое место, на ваш взгляд, должны занимать в системе высшего образования вопросы формирования гражданственности?

– Сегодня становится важным не просто обучение молодежи определенным дисциплинам, а системное образование личности, обладающей богатым набором ценностей, и формирование гражданской позиции приобретает здесь ключевую роль. Это особенно важно для воспитания студентов Института государственной службы и управления РАНХиГС – будущих управленцев, которые должны ясно сознавать: гражданственность подразумевает обладание не только совокупностью прав, но и обязанностей перед государством.

– Какое влияние могут оказать на этот процесс такие проекты, как Гражданско-патриотический диктант?

– Воспитание гражданственности и патриотизма нуждается сегодня в глубоком переосмыслении. Нам необходимы наработки, которые лягут в основу нашей молодежной политики и, как следствие, будут востребованы при развитии стратегического проекта «Национальная школа государственного управления» на базе Президентской академии. Понимая, как молодые люди реагируют на все эти важные вопросы, мы сможем в дальнейшем корректировать наши образовательные программы – дополнять существующие дисциплины, развивать новые междисциплинарные модули, творческие проекты духовно-нравственной тематики, способные увлечь студентов. Здесь важно все: личность преподавателя, содержание и формат воспитательных проектов. Понимая всю сложность поставленных задач, мы считаем правильным экспериментировать с инструментами, концепциями, моделями в поиске их оптимального сочетания.

– Какие другие элементы включает этот поиск?

– Проектов у нас много – это и наши общие мероприятия с Научно-образовательной теологической ассоциацией, объединяющей сегодня уже 77 российских вузов, и прошедший недавно в Академии Всероссийский кейс-чемпионат по государственному и муниципальному управлению, Антикоррупционный диктант, Географический диктант. По сути, мы ищем подходы, которые позволят осмыслить общую архитектуру системы образования и создать более совершенную систему формирования гражданской идентичности.

Анонсы и новости


Нравится
Поделиться