В РАНХиГС состоялся Пятый профессорский форум

Ноябрь 25, 2022

24 ноября 2022 года на площадке РАНХиГС в рамках Пятого профессорского форума «Наука и образование в условиях глобальных вызовов» состоялось заседание секции по государственному и муниципальному управлению.

Мероприятие было организовано Учебно-методическим советом по ГМУ РАНХиГС совместно с Национальным аккредитационным советом делового и управленческого образования (НАСДОБР).

Заседание секции собрало более 120  участников из 47 регионов России. Впервые в форуме участвовали представители вузов новых субъектов РФ – ДНР и ЛНР.

Предметом обсуждения стал широкий круг вопросов, связанных с идеологией государственной и муниципальной службы в Российской Федерации, подготовкой кадров для системы ГМУ в новых субъектах РФ, цифровой трансформацией образовательных программ по направлению ГМУ, позиционированием ГМУ как научной специальности, развитием образовательного сотрудничества со странами БРИКС, с реализацией проектов Программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030».

Модерировал секцию и.о. директора ИГСУ РАНХиГС Руслан Корчагин. Он отметил активное участие филиальной сети Президентской академии в заседании и выразил уверенность, что форум поможет выработать конкретные решения на поставленные вопросы за счет консолидации  экспертных мнений участников и обеспечения их системного взаимодействия.

Заместитель директора Департамента проектной деятельности и государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы Министерства  труда и социальной защиты Российской Федерации Леонид Вахнин подчеркнул  актуальность и необходимость  становления национальной модели государственной гражданской службы и тесного взаимодействия вузов и органов власти в подготовке квалифицированных специалистов для системы государственного и муниципального управления.

Ректор Донецкой академии управления и государственной службы при Главе Донецкой Народной Республики Лариса Костровец в своем выступлении отметила готовность вуза активно участвовать во всероссийских  проектах и инициативах, а также – делиться наработками по антикризисной подготовке государственных служащих.

Значительную часть программы секции составили выступления представителей региональных филиалов РАНХиГС. Директор Сибирского института управления Олег Федоров акцентировал внимание на роли и месте личностной позиции, кругозоре и компетенциях в подготовке госслужащих. Чиновник – в первую очередь человек и гражданин, подчеркнул спикер. О роли проекта «Цифровой муниципалитет» в вовлечении граждан в управление рассказал декан факультета государственного и муниципального управления Северо-Западного института управления Анатолий Лихтин. Декан факультета управления Южно-Российского института управления Светлана Литвинова остановилась на вопросах имиджа госслужащих, эмоциональной вовлеченности молодежи в управление, культуре цифровых коммуникаций и цифровом этикете как основных задачах подготовки квалифицированных кадров.

Начальник Учебно-методического управления РАНХиГС Ольга Куликова рассказала о новациях в системе аккредитации вузов и принципах проведения аккредитационного мониторинга.

Директор института дополнительного образования «Университет Иннополис» Мария Образцова сообщила о сотрудничестве с РАНХиГС по проекту цифровой кафедры,  подчеркнула необходимость формирования у госслужащих культуры работы с цифровыми данными и упомянула о переходе 80% образовательного контента вуза на отечественные программные продукты.

Руководитель проекта Национальный рейтинг университетов информационной группы «ИНТЕРФАКС» Алексей Чаплыгин рассказал об изменениях в  методике рейтингования деятельности университетов, реализующих образовательные программы  по направлению ГМУ, в 2022 году, отметив необходимость сотрудничества с органами власти как основными работодателями выпускников.

Особый интерес участников вызвало выступление Александра Воронова, руководителя центра инновационного проектирования факультета государственного управления Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, который презентовал проект паспорта научной специальности «Государственное и муниципальное управление» и призвал экспертное сообщество к совместным усилиям по институционализации ГМУ как отдельной отрасли науки.

Вопросы, связанные с развитием международного образовательного сотрудничества, затронули в своих выступлениях несколько спикеров. Так, вице-президент Азиатской ассоциации государственного управления (ААРА), профессор ИГСУ РАНХиГС Александр Кочегура поделился своим видением перспектив расширения сотрудничества с этой ассоциацией. Заведующий кафедрой государственной и муниципальной службы НИУ «Высшая школа экономики» Алексей Барабашев, анализируя  опыт и перспективы взаимодействия стран БРИКС в области государственного управления, предложил объединять усилия вузов, активно вовлекать студентов и аспирантов в реализацию проектов международного образовательного сотрудничества. Начальник отдела международного сотрудничества ИГСУ РАНХиГС Каролина Сикиринская, отметила, что, несмотря на напряженную международную обстановку, продолжаются партнерские отношения с вузами Италии и Швейцарии. Но приоритетными становятся проекты, связанные с образовательным и культурным сотрудничеством со странами БРИКС.

Директор по развитию ФГУ «ВНИИ труда» Министерства труда и социальной защиты РФ Надежда Сладкова отметила позитивный опыт сотрудничества с РАНХиГС  в реализации пилотного проекта «Знак качества на госслужбе». По ее наблюдениям, конкурсы лучших практик помогают вовлечь студентов в кадровую работу и способствуют развитию HR-компетенций специалистов кадровых подразделений органов государственной службы.

«Будущему управленцу необходимо разбираться в религиозных традициях, прежде всего для того, чтобы исключить конфликты в коллективе, разногласия между человеком и обществом, человеком и государством. Умение ставить цели и посвящать свою жизнь высоким идеям – черты успешного управленца», – заявил заместитель председателя научного совета НОТА, заведующий кафедрой теологии и религиоведения, декан философского факультета Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского Михаил Орлов в ходе доклада, посвященного теологии как составной части образовательной программы по ГМУ.

На  форуме поделились опытом реализации серии проектов в рамках Программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». Многие из этих проектов, – «Всероссийский кейс-чемпионат по ГМУ (руководитель Москалев Игорь Евгеньевич), «Всероссийский историко-патриотический просветительский проект «Достижения России» (руководитель Ивлева Галина Юрьевна), «Всероссийский гражданско-патриотический диктант» (руководитель Борисенков Алексей Александрович) необходимо тиражировать в вузах России, расширяя число проектных групп и участников.

Резолюция секции по ГМУ Профессорского форума-2022 содержит несколько важных для дальнейшего развития образовательных программ и научных проектов позиций, главной из которых является рекомендация о создании всероссийской научно-образовательной Ассоциации по государственному и муниципальному управлению.

Проработать создание этой ассоциации было поручено УМС по ГМУ РАНХиГС.

Нравится
Поделиться