Руководитель ИГСУ РАНХиГС Руслан Корчагин: «Потенциал деловых игр в обучении студентов очень высок»

Декабрь 13, 2022

В Институте государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС прошло уникальное мероприятие – военно-штабная игра по теме континентальной блокады Великобритании в наполеоновских войнах.

В институте полагают: деловые игры – важный инструмент в обучении будущих управленцев, эту практику необходимо расширять.

Цель игры, в которой приняли участие сотрудники ИГСУ вместе с представителями российских компаний и общественных организаций, – принятие управленческих решений на основе реального исторического материала. Как она проходит? Противостоящие армии Англии и Франции представлены двумя командами игроков, у каждого из них своя четкая роль. Команды ищут информацию, анализирует причинно-следственные связи исторических фактов, вырабатывают решения, которые находят отражение в их последующих действиях и приводят к необходимым изменениям в картине мира.

По словам Анны Воиновой, эксперта Центра экспериментальных образовательных программ ИГСУ РАНХиГС, ставшего организатором мероприятия, этот вид игры был разработан известным игропрактиком, участником Московского методологического кружка Г.П. Щедровицкого Михаилом Кутузовым. Впоследствии по наработкам и архивным материалам Кутузова игра была восстановлена его учениками: Анной Воиновой и другими методологами – Марией Солосиной, Арташесом Манушаковым, Екатериной Левиной. Здесь не происходит переписывание истории, но приходит понимание ее цикличности, видение возможных вариантов разрешения сложных геополитических ситуаций, проявления различных сил и факторов, на них влияющих.

«Деловые игры – это один из современных образовательных форматов, в ходе которых можно сформировать определенный профессионально-эмоциональный опыт переживания событий. Потенциал у этого формата очень высок, – полагает и.о. директора ИГСУ РАНХиГС Руслан Корчагин. – Он значительно повышает интенсивность изучения той или иной дисциплины, способствует развитию коммуникативных навыков, механики совместной деятельности, командных компетенций, а за счет высокой эмоциональной вовлеченности в игру повышается и уровень удовлетворенности самим процессом. Очень важно и последующее осмысление результатов деятельности команд. Оно позволяет выстраивать балльно-рейтинговую систему в соответствии с тем, как участники ведут себя в игре – поощрять проявления лидерства, аналитические способности, умение принимать решения».

Преподаватели ИГСУ – участники военно-штабной игры уверены, что полученная практика поможет расширить методическую базу учебных занятий и усилить интерес студентов к преподаваемым дисциплинам.

По словам доцента кафедры организационного проектирования систем управления ИГСУ РАНХиГС Олеси Широковой, игру Кутузова также однозначно следует развивать и внедрять в образовательный процесс:

«На мой взгляд, могут быть два сценария ее развития и адаптации. Можно проводить ее в привязке в реальным историческим фактам, с четкими исходными условиями и запретом на использование интернета, и тогда критерием оценки будет знание студентами истории. Второй вариант – использовать только историческую метафору, разрешив участникам моделировать ситуацию. В этом случае игра будет заключаться в выработке наиболее эффективных управленческих решений».

По словам Руслана Корчагина, несмотря на активное использование практики деловых игр преподавателями образовательных программ института, как регулярный инструмент она пока только вводится. «В настоящее время мы экспериментируем, и как только предложения будут сформированы, в горизонте 2–3 лет будем активно внедрять такие форматы, внимательно отслеживая результаты. И сейчас уже заметно, что занятия преподавателей, которые внедряют деловые игры, пользуются значительно большим интересом у студентов. За игропрактиками стоит большая научно-методическая глубина», – уверен руководитель института.

Анонсы и новости


Нравится
Поделиться