Губернатор Кировской области, выпускник ВШГУ РАНХиГС Александр Соколов: «В четырех новых регионах страны работают практически все наши однокурсники»

Март 22, 2023

Студент 4-го курса программы «Внутренняя политика и лидерство» Института государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС Михаил Кунягин взял большое интервью у губернатора Кировской области, выпускника программы развития кадрового управленческого резерва Высшей школы государственного управления (ВШГУ) РАНХиГС Александра Соколова.

– Долгое время Вы являлись председателем Национального совета молодежных и детских объединений России. Кроме того, Вы защитили диссертацию по молодежной политике. Как Вы считаете, какой должна быть современная молодежная политика?

– Отмечу роль высших учебных заведений в профессиональном становлении молодежи. Нельзя просто готовить специалиста по социальной сфере или работе с молодежью. Без фундаментальных, более широких знаний не получится полноценный управленец. Об этом я говорил с первым заместителем руководителя Администрации Президента РФ Сергеем Кириенко и вице-премьером Татьяной Голиковой. У меня в дипломе две специальности: учитель истории и обществоведения и методист по воспитательной работе. Поэтому для меня вполне очевидны исторические параллели с тем, что было 100, 300 лет назад. Ведь человеческая природа и мотивы поведения не так сильно изменились.

Наш Президент Владимир Владимирович Путин неоднократно отмечал, что Россия должна совершить разворот на Восток. По сути, мы должны стать не восточной Европой, а северной Азией. В свете того, что сейчас происходит, я с этим глубочайшим образом согласен. Европа делает все для того, чтобы стереть национальные различия. Тамошние политики упорно воспитывают в молодых европейцах желание не чувствовать себя французами, итальянцами или немцами. Молодежь там должна быть просто неким лишенным национальных признаков носителем европейских ценностей. У нас в России совершенно не так. Мы за национальный патриотизм, то есть мы все ощущаем себя гражданами России и гордимся традициями всех народов страны. Этот подход характерен и для Азии. В Азии никто не лезет к тебе с настойчивым требованием забыть, кем ты родился, и указанием действовать по единому лекалу. В этом смысле мы очень похожи.

– Как выпускник программы развития кадрового управленческого резерва Высшей школы государственного управления РАНХиГС расскажите, пожалуйста, подробнее об этой программе. В чем Вы видите значимость такого обучения?

– Я закончил четвертый поток. Он был очень сильным. На нашем потоке училось несколько губернаторов, а некоторые из коллег стали главами регионов в процессе обучения или после него. Весомо было представлено и Правительство. Были слушатели уровня заместителей и первых заместителей министров, из силовых структур заместители и руководители ведомств, а также много коллег из регионов уровня первых заместителей губернаторов. Кстати, выпускники программы стали руководителями правительств и вице-губернаторами в новых четырех субъектах нашей страны.

Отмечу очень профессиональный преподавательский состав Академии. Я работал в Администрации Президента РФ, поэтому многих из преподавателей знал и раньше. Но на программе у нас были действительно уникальные лекции известных финансистов, чиновников, деятелей культуры. Например, перед нами выступали Герман Греф, Владимир Машков, Юрий Ковальчук и многие другие.

Большое впечатление на меня произвел вице-премьер Дмитрий Чернышенко. Сейчас я общаюсь с ним как с куратором Приволжского федерального округа. Кроме того, Дмитрий Николаевич назначен председателем всероссийского оргкомитета по подготовке к празднованию 650-летия города Кирова. Считаю это очень большой удачей для нашего региона!

– Руководство программы «Внутренняя политика и лидерство» ИГСУ РАНХиГС предлагает следующее определение внутренней политики: деятельность политического руководства государства по формулированию и реализации стратегий реализации всех сфер внутренней жизни страны (национальных целей ее развития), гармоничных интересам общества и соответствующих объективным условиям их реализации. Согласны ли Вы с этим определением, и что для Вас означает внутренняя политика?

– С точки зрения своего третьего образования – политологического – я бы согласился с определением, но с точки зрения своего первого образования – педагогического – готов сделать это лишь частично. Внутренняя политика – многогранный процесс, федерального и регионального уровней. И если на федеральном одни способы воздействия, то на уровне региона власть распределена в большей степени. Например, в регионах органы внутренних дел подчиняются федеральному центру, а не местным властям. Есть политические партии, которые вполне независимы, и так далее. То есть, внутреннюю политику определяет не только руководство региона. Здесь работает своеобразная система договоренностей, сдержек и противовесов. Поэтому слово «деятельность» я бы заменил на «взаимодействие» политического руководства с другими субъектами. А вот со второй частью определения я абсолютно согласен.

– 22 декабря под руководством Президента России Владимира Путина Вы принимали участие в заседании Госсовета РФ, а накануне провели рабочую группу в рамках семинара по подготовке к Госсовету. Какую роль, по Вашему мнению, играет Госсовет в современной российской внутренней политике?

– Неслучайно поправки в Конституцию РФ в 2020 содержали положения о Госсовете, а после их всенародного одобрения был принят федеральный закон «О Государственном Совете Российской Федерации». Госсовет – необходимая и очень важная составляющая федерализма. Это переговорная площадка, осуществляющая важную связку между губернаторами, представляющими регионы, и Правительством страны. Сейчас взаимодействие между участниками Госсовета активно развивается и усиливается. Раньше министр в рамках реализации какой-нибудь федеральной программы отдавал распоряжения субъектам. Но частенько случалось так, чего уж тут греха таить, что порой указания носили односторонний характер и не учитывали позицию регионов. Ну и результат реализации этих распоряжений был соответствующий. По сути получалось, что, министерство проводило свою политику, а регионы – свою, и эффективность федеральных программ снижалась.

Сейчас министры слышат губернаторов, договариваются с ними. В процессе переговоров снимаются острые моменты, находятся компромиссы. Ты становишься не простым «исполнителем» договора, а полноправным участником: «согласился – значит делай». В итоге уровень участия губернаторов и регионов резко повысился, а вместе с ним повысилась эффективность реализации федеральных программ.

Например, эффективность программ, связанных с дорожным и жилым строительством, курируемых вице-премьером Маратом Хуснуллиным, за последние два года вышла буквально на космический уровень, и это несмотря на санкции и рост стоимости строительных материалов. Все это можно «потрогать» руками. И у нас в области тоже. А в целом в России по прошлому году было введено рекордное количество жилья – больше 100 миллионов квадратных метров. Никогда такого не было. Везде все пошло вверх, потому что изменилась степень эффективности.

Почему? Потому что мы каждый год, предварительно договорившись, работаем как одна команда. Есть система сравнений. Я знаю, как в Ульяновске, как в Калининграде. Мы постоянно находимся в этой среде, обмениваемся опытом и результатами. Поэтому Госсовет показывает себя как договорная площадка по состыковке интересов очень эффективно. Другой такой нет. Она уникальна.

– В каждом регионе России существуют организационные структуры, реализующие внутреннюю политику. Например, в Костромской области эти функции выполняет управление по вопросам внутренней политики, в Кировской – министерство внутренней политики. Необходима ли унификация организационных структур, реализующих внутреннюю политику в субъектах России, их подразделений и функционала? Как Вы считаете, повысит ли это их эффективность?

– Название зависит от устоявшихся традиций региона: где-то это министерство, где-то управление, где-то департамент. Как исторически сложилось, так и воспринимают люди. Функционал одинаковый, разница в названии, поэтому, по моему мнению, унифицировать их не нужно.

– В соответствии с Указом Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях и развития РФ на период до 2030 года», в нашей стране реализуются национальные, федеральные и региональные проекты. В каких национальных проектах участвует Кировская область, и что лично для Вас означает термин «национальный проект»?

– Кировская область активно участвует во всех национальных проектах.

Например, в рамках национального проекта «Образование» идет строительство большого количества школ. Также Кировская область может похвастаться высоким качеством медицинских услуг (национальный проект «Здравоохранение»). Причем на уровне высокотехнологичной медицины.

К нам на лечение приезжают жители Казани, Нижнего Новгорода, Москвы и других городов. В районах области строим новые больницы и фельдшерско-акушерские пункты. Большим конкурентным преимуществом является Кировский государственный медицинский университет, готовящий медицинские кадры как для региона, так и для других субъектов. Эти два национальных проекта я бы точно выделил.

По многим другим надо подтягиваться. Неплохо, кстати, с дорогами. С гордостью могу сказать, что, когда я на машине пересекаю региональную границу, прямо вижу, что качество дорог у нас, мягко говоря, не хуже, чем у соседей. А зимой по качеству уборки даже лучше.

– 13 сентября 2022 года на выборах губернатора Кировской области Вас поддержало рекордное для региона число избирателей: 71,84%. Как Вы считаете, что стало определяющим в том, что большинство жителей региона поддержало Вас?

– Народ у нас очень умный и быстро распознает обман. Губернатор должен уважать и ценить людей. Эти чувства нельзя имитировать. Нужно относиться к людям искренне. И должно быть желание помогать.

«Служить Родине и людям» – это не лозунг пиарщиков, а мое понимание жизни.

В чем смысл государственной службы? Ты должен безусловно выполнять взятую на себя миссию. Работать на интересы страны, защищать людей, помогать им в решении насущных проблем. Именно эти базовые цели, как мне кажется, во время предвыборной кампании наша команда смогла до людей достаточно эффективно донести.

– Какие сильные и слабые стороны, по Вашему мнению, есть у Кировской области?

– Я бы вы выделил несколько сильных сторон. Во-первых, Кировская область обладает очень диверсифицированной экономикой. После введения санкций мы не упали, а по некоторым позициям пошли вверх. У нас нет какой-то доминирующей отрасли, что в данных условиях оказалось очень выгодно. В регионе хорошо развита лесная, химическая и оборонная промышленность. Сельское хозяйство позволяет нам практически полностью обеспечивать свои потребности. В итоге наша экономика в целом не пострадала. Бюджет по итогам 2022 года по доходам на 13% больше, чем в 2021-м. Второе преимущество региона – это трудолюбивые, неизбалованные, без завышенных запросов люди. Если жители больших мегаполисов хотят все и сразу, то на вятской земле народ готов работать, чтобы зарабатывать.

Самый большой недостаток, демографический – мало людей. Много активных граждан покинули регион: до 2020 года в среднем уезжало около 6000 человек в год, во время пандемии – около 1500 человек. Плюс отрицательная динамика смертности и рождаемости. В нашей области предложений по работе намного больше, чем людей трудоспособного возраста. Приходит инвестор и начинает смотреть: земля и дороги есть, сырье и электричество есть. А кто работать будет, если у нас на действующих предприятиях недостаточно людей? В этом главная проблема. Для ее решения мы решаем задачу – людей к нам активно приглашать. Кстати, эта работа уже дает плоды. В 2022 году по предварительным данным мы впервые за долгий период получили по миграции плюс.

Вторая проблема касается нас самих. Как говорил герой книги Михаила Булгакова профессор Преображенский, «разруха начинается в головах». Кировчанам и жителям области надо самим поверить, что мы можем жить лучше. С веры в собственные возможности, в собственные ресурсы, в собственную правоту начинаются победы. Надо привыкать быть первыми, и тогда все начнет получаться.

Нам есть, чем гордиться. За 2022 год мы в лидерах по индексу промышленного производства, в лидерах по соотношению созданных и ликвидированных предприятий. Мы первые в Приволжском федеральном округе по соотношению принятых и уволенных людей. В прошлом году мы собрали на треть больше зерна. Мы пятые в стране по молоку, что стало возможным только благодаря развитию высокотехнологичного производства. Оно годами создавалось, и вот теперь дает результаты.

– Знаю, что у Вас трое детей. Вы многодетный отец. Видите ли Вы не как губернатор, а как отец, будущее своих детей в Кировской области?

– Они постоянно с большим удовольствием приезжают в Киров, им очень нравится атмосфера города. Моя дочь – врач, работает в больнице в Москве. Наш средний сын – юрист, преподает в аспирантуре, работает в крупной компании. А младший – в Кирове. Ему здесь нравится больше, чем в Москве. Когда я попал в Кировскую область, больше всего я порадовался из-за младшего, так как система образования региона дает очень качественные знания и воспитывает настоящих патриотов, которые обязательно станут настоящими мужчинами, хранителями традиций.

– Каким, по Вашему мнению, должен быть современный управленец? В каком направлении нужно двигаться?

– Хотел бы назвать несколько качеств. Во-первых, должна быть национализация управленческой элиты. И это не красивые слова. Если хочешь быть в системе управления государством, ты не должен выносить «собственное я» за пределы страны, не должен быть «человеком мира». Ты должен быть «человеком своей Родины – человеком России». Это самое важное условие.

Во-вторых, если ты находишься на публичной должности, ты должен уважать и любить людей. Иначе и сам себе урон нанесешь, и людей вокруг себя покалечишь. Хотел бы еще назвать парочку качеств: открытость и умение быть открытым.

Нужно быть открытым в своей деятельности, в том, чем ты занимаешься, а не просто рассказывать о том, что ты ешь и как одеваешься. Для этого необходимо владеть современными технологиями, в том числе связанными с социальными сетями.

Это новая реальность, в которой надо уметь работать.

Работая на публичных должностях, важно понимать, что работа и жизнь в определенных моментах для тебя одно и то же. И если ты 1 января идешь на работу – это не удивительно, а нормально. Так и должно быть. Поэтому я сказал своим подчиненным: «Новогодние каникулы для обычных людей. Мы с вами как работали, так и будем работать. Разница только в том, что можно не к девяти приходить. Ну и можно пару дней посвятить семье, сходить на рыбалку или на лыжах покататься».

– Кем Вы видите себя после окончания срока Ваших полномочий в качестве губернатора Кировской области в 2027 году?

– Так далеко заглядывать дело неблагодарное. Но если руководство страны доверие окажет, а люди поддержат, так я бы и дальше поработал на благо области. Считаю, что пять лет для реализации идей – небольшой срок. Мы сегодня вместе с коллегами обсуждали программы по дорогам и строительству, которые мы физически не успеем реализовать даже за пять лет. Горизонт планирования такой. Есть понимание на больший период времени. Хотелось бы, чтобы люди увидели результаты.

– Что бы Вы посоветовали будущим госслужащим?

– Я бы обратил внимание будущих госслужащих, что в слове государственная служба главное второе слово – служба, и я бы даже сказал служение. Служение людям.

Нравится
Поделиться