На конференц-сессии ИГСУ РАНХиГС обсудили вопросы современной профориентации

Май 17, 2023

15 мая в рамках международной конференц-сессии «Государственное управление и развитие России: цивилизационные вызовы и национальные интересы» состоялась работа секции «Профориентирование и вовлечение молодежи в проекты опережающего развития», организованной отделением продюсирования и культурной политики ИГСУ РАНХиГС.

По мнению и.о. директора Центра социального прогнозирования и продюсирования Павла Суркова, важна непрерывность использования профориентационных инструментов в рамках сопровождения образовательных траекторий учащихся на протяжении всей жизни – в том числе и в рамках реализации отдельных проектов предпринимательского и социального развития. Наиболее перспективной платформой такого развития может явиться современный муниципалитет, как точка тестирования современных социальных, образовательных и организационных технологий.

Этот тезис был успешно подтвержден в ходе работы сессии. Так, организатор сессии, преподаватель отделения продюсирования и культурной политики Инна Арзуманян продемонстрировала ряд успешных кейсов по совмещению образовательного трека студентов отделения с решением практических задач партнерских НКО. Студенты активно стажируются в ходе реализации социальных проектов и на базе этих социально значимых инициатив развивают собственные проекты с достижимыми результатами. Например, снимают социально значимые ролики, участвуют в волонтерских программах, предлагают собственные социальные проекты для развертывания в Академии и тому подобное.

Профориентолог и бизнес-партнер Ирина Демьяненко подчеркнула значимость внедрения профориентационных инструментов еще на стадии работы с абитуриентами. Это способствует, в частности, стабилизации эмоционального состояния абитуриентов и их семей, а также позволяет наилучшим образом отобрать учащихся, сориентировав их на конкретные программные направления обучения и внедряя механизмы перманентной оценки и корректировки индивидуальных треков обучения. Основной задачей современных образовательных систем, по мнению эксперта, является прежде всего компетентностное развитие, которое значительно более эффективно нежели традиционное профессиональное. Оно позволяет людям варьировать выбор профессии, а следовательно, более эффективно себя реализовывать.

Процесс реализации индивидуальных траекторий образования и развития был дополнительно рассмотрен на практических примерах, приведенных участниками дискуссии. В частности, был рассмотрен пример города Троицка, представленный Дарьей Калабуховой, руководителем технопарка «Байтик», в рамках которого реализована вся длинная цепочка формирования рабочих мест и подготовки специалистов: от ориентации абитуриентов на конкретные программы обучения до возможности открытия стартапов на базе технологических хабов, реализуемых в городе.

Отдельно были приведены примеры с компетентностным подходом к обучению учащихся средней школы, которые проходят профориентационную работу наиболее эффективно и к моменту поступления в вуз ставят уже конкретные задачи по входу к работодателю через программы стажировок и решение прикладных задач на поле работодателя.

Кроме того, была подчеркнута и ведущая практическая роль профориентации в рамках компетентностного развития. Это подчеркнули участники сессии, работающие в бизнес-сфере: профориентолог Екатерина Довбня и методолог профориентационных программ Ирина Красинская.

Таким образом, на сессии был всесторонне рассмотрен новый, эффективный механизм соединения образовательных, рыночных и управленческих задач. Его реализация может получить свое дальнейшее развитие в рамках запуска профориентационных программ в Академии.

Анонсы и новости


Нравится
Поделиться