В ИГСУ РАНХиГС обсудили проблемы образования в сфере журналистики и креативных индустрий

Май 29, 2023

В завершающий день международной конференц-сессии Института государственной службы и управления (ИГСУ) Президентской академии прошла секция «Проблемы образования в сфере журналистики и креативных индустрий», организованная Отделением продюсирования и культурной политики. В дискуссии приняли участие руководители институтов, факультетов, отделений, кафедр университетов, осуществляющих подготовку журналистов.

Работу секции открыла модератор встречи, заведующая Отделением продюсирования и культурной политики Лидия Корнилова. По ее словам, журналист, каким его хочет видеть общество и в целях подготовки которого трудятся собравшиеся коллеги, должен обладать широким кругозором, понимать общественно-политические и социокультурные процессы, придерживаться профессиональных этических принципов, работать в интересах развития страны.

«При всей разнице формы сущностная деятельность журналиста и исследователя во многом схожа: нужно уметь найти информацию, верифицировать ее, проанализировать, сделать выводы и представить читателю», – считает модератор.

Все это невозможно без широкого гуманитарного образования, дать которое призваны журфаки. При этом, как отметила спикер, университеты сталкиваются со схожими проблемами: значительно снизился уровнем подготовки, полученной студентами в школе, чувствуется их незрелость, непонимание различий обучения в школе и университете. Некоторые наблюдения вызывают недоумение. Так, большинство первокурсников не умеют пользоваться текстовыми редакторами несмотря на то, что в школе уже со средних классов интенсивно занимаются подготовкой проектов. По словам Лидии Корниловой, содружество «Консорциум журфаков России», идея создания которого была поддержана участниками прошлогодней конференции, поможет выработать универсальные методики, совместно отвечать на современные вызовы в образовательном процессе.

«Специалисты помогли подготовить проект Соглашения о создании Консорциума, который будет доведен до всех собравшихся и коллег из других университетов», – заявила она.

Тему изменения портрета сегодняшнего студента поддержала декан факультета журналистики Московского университета им. А.С. Грибоедова Юлия Шуйская. На основе проведенного исследования спикер отметила, что «у современной журналистики женское, застенчивое лицо». По ее мнению, в профессию идет все больше людей, психоэмоционально к ней не расположенных. Такие абитуриенты, и что особенно заставляет задуматься – их родители воспринимают журфак не как инструмент развития способностей и получения профессиональных знаний, а как площадку для выработки способностей, которых у них нет. Итогом становятся журналисты в профессии, которым добывать информацию самим некомфортно, они этого не умеют и не хотят и в основном используют метод наблюдения.

Заведующая кафедрой международной журналистики Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова Елена Кузнецова, в свою очередь, подчеркнула, что студенты сегодня не знакомы с «первой реальностью», живут в виртуальном мире, плохо понимают границы реальности и экранной жизни. При этом практики зачастую упрекают университеты: вы не то даете студентам. Однако не следуют забывать, что практики не всегда могут видеть горизонт, теоретическая подготовка была и остается необходимой составной частью обучения. Даже университетские преподаватели, исследователи массовой коммуникации не всегда понимают друг друга на уровне профессионального языка, «необходимо переопределение современного состояния журналистики и роли журналистов в мире. Кого мы готовим? Нужно быть более гибкими, чем предлагают стандарты, и эти вопросы нужно решать сообща», – заключила Елена Кузнецова.

Ирина Куманева, директор Департамента коммуникаций и медиа Школы искусств и гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета, рассказала о подготовке медиаспециалистов в ДФУ. Коллеги используют два подхода: проектный и продуктовый.

«В каждый семестр обязательно добавляем дисциплины, связанные филологическим и редакторским блоками. А чтобы увлечь студентов, придумываем для них интересные, нестандартные названия», – поделилась спикер.

Университет, несмотря на кадровые проблемы, обусловленные низкой плотностью населения в регионе, подбирает квалифицированные кадры. А среди выпускников растет спрос на международников, специализирующихся на Китае и странах Азиатско-Тихоокеанского региона, и кадры для госсектора.

Профессор кафедры «Журналистика и массовые коммуникации имени М.Ф. Ненашева» Московского политехнического университета Светлана Распопова подняла вопрос о необходимости разобраться в категориях:

«Направление “медиакоммуникации” становится равным направлению “журналистика”. Но медиакоммуникации – это не специальность, что это за профессия? Как будет дано определение в рамках введения в специальность?»

Профессор призвала сообщество, учитывая растущую популярность направления среди абитуриентов, совместными усилиями ответить на этот вопрос.

Мастер курса Отделения продюсирования и культурной политики ИГСУ РАНХиГС Юлия Будинас обратила внимание на важность мотивации для студентов и поделилась своим опытом включения в образовательный процесс игровой составляющей. При этом необходимо сразу погружать студентов в особенности функционирования реальной редакции с ее внутренними взаимосвязями и терминологией – студенты должны в этом ориентироваться, понимая связь теории с практикой.

Творческий руководитель образовательной программы «Журналистика» Института медиа факультета креативных индустрий Высшей школы экономики Иван Князев остановился на остром для всех журфаков вопросе о трудоустройстве выпускников и производственной практике студентов.

«У компаний нет времени заниматься практикантами, договоренности достигаются за счет личных контактов преподавателей и руководителей программ. В этом смысле значительную поддержку нам оказывают ведущие журналисты, преподающие в Вышке как практикоориентированном университете».

Иван Князев выступил с идеей создания реестра медиакомпаний, сотрудничающих с вузами, а кроме того, предложил разработать единый алгоритм прохождения практики с перечнем навыков, которыми студент должен овладеть. Эта информация должна стать доступной для всех заинтересованных сторон.

Заведующая кафедрой журналистики Тюменского государственного университета Ольга Петрова поддержала коллегу и отметила, что отложенная практика  воспринимается студентами критически. В ТГУ пытаются найти выход, регулярно, раз в неделю, посещая со студентами редакции, проводя мастерские и открытые лекции журналистов. Кроме того, с учетом трансформации модели высшего образования в университете с 2017 года перешли на систему индивидуальных образовательных траекторий.

Заведующая кафедрой телерадиожурналистики Института кино и телевидения (ГИТР) Александра Рассадина убеждена, что профессия журналиста возрождается, у студентов заметно возрос интерес к собственной стране, они неутомимо открывают для себя Россию с новых сторон. При этом вызывает тревогу значительное снижение количества спецрепортажей, что не способствует интересу у студентов к этому жанру, который на самом деле дает журналисту большой простор для творчества.

Светлана Ржанова, заведующая кафедрой журналистики Национального исследовательского Мордовского государственного университета, поддержала предоставление студентам возможности индивидуальной образовательной траектории, что в итоге позволит сформировать студентоцентричное обучение.

Заместитель декана факультета журналистики РГГУ Юрий Бит-Юнан подчеркнул, что журналист должен читать и должен уметь читать, и посетовал на заметное уменьшение часов на литературу и нехватку гуманитарных предметов в учебных планах.

Елизавета Осиповская, доцент кафедры массовых коммуникаций филологического факультета РУДН, отметила, что «в условиях информационного “ожирения”, когда контент охотится на нас, но не растет количество часов в сутках, нужно научиться существовать в условиях инфошума и расставлять акценты на потребление информации». В решении этой задачи полезными оказываются современные тенденции и принципы образования: персонализация, умение учиться, навыковое обучение, soft skills, цифровые навыки. Спикер коснулась вопроса использования искусственного интеллекта для создания журналистского контента, высказав уверенность, что ИИ не уничтожит профессию, а, наоборот, даст ей новый инструментарий. Однако в России использование ИИ в образовании пока остается в зачаточном состоянии.

Тем не менее в преподавательской среде появление искусственного интеллекта и применение его возможностей студентами вызывает горячие споры. По мнению модератора Лидии Корниловой, до тех пор, пока система проверки на плагиат не умеет распознавать созданные ИИ тексты, акцент в оценивании работ студентов должен быть смещен с подготовки самой работы на ее защиту. Если студент уверенно ориентируется в теме, способен рассуждать и делать выводы, очевидно, можно признать задачу обучения и контроля знаний выполненной. Кроме того, сама подготовка запросов для чата GPT требует определенной интеллектуальной подготовки.

Секретарь Союза журналистов России, ректор Академии медиаиндустрии, советник главного редактора Объединенной редакции радио ВГТРК Вячеслав Умановский от имени СЖР поддержал инициативу Отделения продюсирования и культурной политики ИГСУ РАНХиГС по организации постоянно действующей площадки открытых лекций и мастер-классов журналистов со всей страны, которые благодаря современным технологиям могут быть доступны студентам в любом университете России. Кроме того, секретарь СЖР высказал обеспокоенность непониманием многими студентами принципиальной разницы между журналистикой и блогерством. В разъяснении особенностей профессии спикер видит миссию журфаков и сообщества практиков.

Подводя итоги, участники дискуссии отметили общность подходов в реализации программ подготовки журналистов в различных университетах и важность координации усилий в этом направлении.

Анонсы и новости


Нравится
Поделиться