Доцент ИГСУ Академии Алексей Саломатин стал одним из авторов коллективной монографии
Доцент отделения продюсирования и культурной политики, мастер курса «Журналистика креативных индустрий» Института государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС Алексей Саломатин стал одним из авторов коллективной монографии «Поэзия мысли: от романтизма к современности», вышедшей в издательстве «Нестор-История».
Над монографией работал коллектив российских и зарубежных авторов, представляющих разные научные школы и поколения. Исследователи ставили перед собой задачу описать основные механизмы порождения в поэзии философски насыщенных символов и мифологем, проследить процесс взаимодействия литературы и философии в русской поэзии на протяжении двух столетий.
Алексей Саломатин проанализировал воздействие лирики Гёте на русскую поэзию XVIII–XX вв. «Несмотря на то, что Гёте для широкого российского читателя остаётся в первую очередь автором “Страданий юного Вертера” и “Фауста”, лирика его также оказала значительное влияние на отечественную поэзию, – рассказал доцент ИГСУ.
По словам Алексея Саломатина, дело здесь не только в хрестоматийных «Горных вершинах» или «Лесном царе», которые давно уже стали фактом поэзии русской (любопытно, что для большинства они ассоциируются не с автором, а с переводчиками – Лермонтовым и Жуковским). Можно обнаружить следы влияния стихов германского гения в хрестоматийных текстах первостепенных поэтов – Державина, Боратынского, Ходасевича. К примеру, знаменитый финал «Разуверения» Боратынского (тот самый, который цитирует герой «Доживём до понедельника»: «Невластны мы в самих себе / И в молодые наши леты / Даем поспешные обеты, / Смешные, может быть, всевидящей судьбе») восходит к стихотворению Гёте «Прощание» («Как сладко нарушить слово…»).
При этом выявление источников стихотворений, отмечает филолог, часто позволяет совершенно по-новому прочитать давно знакомые произведения. Например, стихотворение Державина «Лирик» оказывается скрытой полемикой с Гёте. Более того, Державин вступает в состязание с уже культовым на тот момент немцем, заявляя свои права на звание первого поэта мира!».