Философия и Философ – это как или что? Интервью с Дмитрием Родзинским

Ноябрь 23, 2016

Рефлексия над вопрошанием — его объемом, формой, структурой — вполне может оказаться «игрой» разума. А что за ней, за этой игрой, что может проявить этот вид/тип игры? Предлагаем опыт вопрошания бакалавра 4 курса ИГСУ Дмитрия Кижаева как опыт осмысления.

Философия и Философ – это как или что? Интервью с Родзинским Дмитрием Леонидовичем, доктор философских наук, доцентом кафедры философии гуманитарных факультетов философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

  1. Какова природа Вселенной?

Д.Р.: Вопрос сложный в том смысле, что разные философские мировоззрения дают свою интерпретацию. Давайте вспомним, как каждое мировоззрение может отвечать на этот вопрос.

А) Сточки зрения мистики, Вселенная есть образ ума Бога или человека, поэтому содержанием они едины, а формой существования – различны.

В) С точки зрения метафизики, Вселенная – высшая форма становления разума человека, а разум – есть концентрация Вселенной в одном «месте», поэтому познающий себя постигает Вселенную и богов ее населяющую, а тот, кто постигает мир – познает, на самом деле, себя.

С) С точки зрения диалектики (в первую очередь естествознания), Вселенная есть проявление электромагнитного поля, фундаментальными свойствами которого становятся пространство, время, движение и материя.

  1. D) С точки зрения мифа, Вселенная – это Космос, общий дом для людей и богов, между которыми осуществляется драматичный диалог.

Вывод: принятие одной из концепций – есть показатель принадлежности человека к одной из традиций (культур) восприятия мира.(см.подробнее Философия в вопросах и ответах. Родзинский Д.Л. ( скачать учебник) )

  1. Есть ли какое-то Высшее Существо?

Д.Р.: Высшим существом, на мой взгляд, остается человек, который по «своему образу и подобию», из себя, своего опыта, создает Абсолют, Бога, Вселенную и, наконец, свою жизнь.

  1. Каково место человека во Вселенной?

Д.Р.: Если бы не было человека, то некому было бы осознать феномен Вселенной. Поэтому человек выступает «осмысляющим органом» бытия Вселенной, которая может «познать» себя только через (посредством) человека.

  1. Что такое реальность?

Д.Р.: Реальность – это идеализированная действительность, а действительность — это материализованная реальность. «Реальность» – умопостигаема, и потому существует «всегда и везде», а «действительность» – чувственно воспринимаема, и потому существует «здесь и сейчас». Реальность логически и хронологически предваряет действительность, однако их несоответствие объясняется наличием у человека свободы, неверное использование которой придает «действительности» искаженное состояние «реальности».

  1. Что определяет судьбу каждого человека?

Д.Р.: Судьба это причинно-следственная связь, соединяющая поступки человека с неотвратимой ответственностью за них. Так, за добродетели судьба вознаграждает человека, за пороки – наказывает. Сложность восприятия этого образа связана с тем, что в некоторых традициях, например, неоплатоновской или индийской, судьба выходит за рамки одной жизни, и потому её справедливый приговор может осуществиться только в следующих жизнях (Карма) или в жизни потомков (неотвратимый Рок архаического мировоззрения). Таким образом, судьба выступает этическим аспектом эстетического образа универсальной гармонии. Благодаря судьбе добродетельное поведение человека становится продолжением красоты мира. Гармония, благодаря своему защитному механизму – судьбе, поддерживает красоту не только в движении звёздного неба, флоре и фауне – природе, но и в поступках человека, чей произвол должен быть справедливо наказан, а заслуга – вознаграждена.

  1. Что такое добро и зло?

Д.Р.: Добро и зло – это оценочные категории свободы, которой наделен в этом мире только человек. В самом широком смысле «добром» становится нормативное поведение человека в обществе, обусловленное моралью или правом. Ненормативное поведение – всё то, что не укладывается в рамки морали или права, а потому и становится «злом».

Но «добро и зло» также становятся оценочными категориями и внутреннего мира человека, у которого есть цель, смысл, мечта жизни.  Всё, что приближает человека к реализации его замысла – оценивается как «добро», что удаляет – как «зло». Если первая концепция «добра и зла» связана с «нормативным» поведением, то вторая – с «целесообразным» поведением. Третья и четвертая концепции будут связаны с «абсолютизацией» и «интеллектуализацией» «добра и зла». Так, третья концепция настаивает, что есть абсолютное добро – и это Бог. Всё, что удаляет от Бога – зло; все, что приближает к Нему – добро. Четвертая концепция связывает добро со знанием, а зло – с его недостатком, невежеством. Мудрый способен совершать только добрые поступки, тёмный человек – только злые.

  1. Почему наша жизнь такая, какая она есть?

Д.Р.: Потому что наша жизнь есть зеркальное отражение качества нашего ума.

  1. Каковы идеальные отношения между личностью и государством?

Д.Р.: Однажды Платон в «Государстве» описал идеальные отношения между человеком (правда Античность не знала понятия ни личности, ни государства) и государством. Его основной принцип: каждый должен заниматься своим делом и не лезть в чужие. Подобное положение определяло характер идеальных отношений не только Государства с Человеком, но и между людьми. Для этого Платон выстраивает идеальный уклад государства, который берёт свое начало в мире идей. Идеи материализуются в звёздном небе, а звёздное небо эманирует души, которые попадают в тела людей. Поскольку в мире идей царит порядок – универсальная иерархия, то государство должно сохранять динамичную иерархию высших сфер. Так Платон обосновывает жесткую социальную иерархию с распределением пожизненных прав и обязанностей гражданина, способности которого обусловлены небесной харизмой.

Для краткости подведем итог. Идеальные отношения могут осуществиться при следующих неизбежных условиях:

  1. Власть принадлежит мудрецам;
  2. Мудрецы создают социальные институты, с помощью которых каждый человек обретает свои права и обязанности согласно своим врождённым – харизматическим, а не приобретённым способностям;
  3. Профессиональный рост личности не даёт ему право перехода на более высокую социальную ступень, на которой он неизбежно проявит свою некомпетентность.

С одной стороны, только при таких условиях происходит как интенсивное развитие культуры, областями которой занимаются профессионалы с харизмой. С другой стороны, только тот человек обретает счастье творческой самореализации, чья душа – психика – выступает связующим звеном между божественными идеями их реализацией в профессиональной деятельности. Здесь мы и обнаруживаем идеальные отношения между государством и личностью.

  1. Что такое любовь?

Д.Р.: Любовь берёт своё начало в универсальном магнетизме, в том числе и гравитацию (направленности на / к), которому подчинено в Мире всё – от электрона, вращающегося вокруг ядра атома, до Вселенной, стягивающей к себе галактики, внутри которых есть притяжение планет и звёзд. На земле магнетизм проявляется и в земном притяжении, в стремлении  растений к свету и теплу солнца, в инстинктивной устремленности самки к самцу. И только у человека универсальный магнетизм наделён свободой и потому получил название любви.

Итак, любовь – это сочетание свободы и магнетизма (направленности на / к). А магнетизм – это любовь без свободы. Но если ничто в мире не несёт ответственность за магнетизм, проявляющий себя с необходимостью, то человек несёт ответственность за свою любовь, которая становится проявлением его зрелости: «скажи, что ты любишь, и я скажу, кто ты». Вместе с тем любовь есть магнетическая устремленность части к целому, в котором часть обретает свойства целого. Для человека, сообразно этапам его формирования, достойны только четыре любовной устремлённости: в детстве – к родителям, в молодости – к партнеру и детям, в зрелости – к своей творческой самореализации, в старости – к Богу. Всё остальное – связано с бездушным магнетизмом.

  1. Что происходит после смерти?

Д.Р.: Поскольку сон и смерть – два брата-близнеца с той лишь разницей, что сон – это непродолжительная смерть, а смерть – это продолжительный сон, то после смерти должно следовать пробуждение – наверное, к новой жизни. В одних культурах пробуждение души происходит в Раю или Аду, в других – душа пробуждается в новом телесном воплощении.

Так что, как видим, – м(М)ир прост…

 

Нравится
Поделиться