В РАНХиГС обсудили вызовы XXI века религиоведения и теологии – от демаркации к «Патрологии Россика»

Апрель 28, 2016

В РАНХиГС обсудили вызовы XXI века религиоведения и теологии – от демаркации к «Патрологии Россика»

В Президентской академии состоялся всероссийский симпозиум «Религия в аспектах философских, теологических, религиоведческих подходов: проблема определения объекта и экспертизы», на который собрались религиоведы и теологи ведущих образовательных и академических центров России.

Участники симпозиума обсудили наиболее важные векторы развития религиоведения и теологии как отраслей гуманитарного знания. Они обменялись мнениями по вопросам разделения их предметных областей. Были конкретизированы задачи отраслевого развития и межотраслевого взаимодействия на ближайшую перспективу.

Собравшихся поприветствовал директор ИГСУ РАНХиГС Игорь Барциц, напомнив, что кафедре государственно-конфессиональных отношений Академии уже более 50 лет. Научный форум подобного уровня и значимости проходил в Академии более 10 лет назад – конференция «Философско-методологические проблемы изучения религии» (28–29 октября 2003 г.). Тогда основной проблемой дискуссии были подходы к определению объекта религиоведения как науки и разработка её понятийно-категориального, методологического аппарата. Как и прежде, организатором форума выступила кафедра государственно-конфессиональных отношений ИГСУ РАНХиГС при участии Центра «Религия и общество» ИОН РАНХиГС, Ассоциации российских религиоведческих центров, Межрелигиозного совета России.

Открывая симпозиум, заведующая кафедрой государственно-конфессиональных отношений ИГСУ РАНХиГС Ольга Васильева отметила, что для современной системы российского образования появление теологической отрасли является новацией: «До 1917 г., хотя церковные дисциплины в государственных университетах и были представлены (в основном на кафедрах церковной истории канонического права), но богословское образование в целом всё же оставалось в ведении религиозных организаций, в первую очередь Русской Православной Церкви». По мнению Ольги Васильевой, вопрос о роли религии в жизни российского общества более не является дискуссионным, но возникает иной – не случится ли подмены религиоведения теологией? Именно этот вопрос считается самым острым, и его необходимо обсудить с представителями научного сообщества на данном симпозиуме, уточнила эксперт.

28 04 simpozium religion5Предметная область – есть ли спор?

Теология и религиоведение имеют общий объект исследования (сферу религиозного в ее полноте и многообразии феноменов), а их исследовательские фокусы имеют множество точек пересечения. Так, митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры свв. Кирилла и Мефодия, обращаясь к участникам симпозиума отметил, что о присутствии теологии в отечественных науке и образовании следует говорить в смысле того, что де-факто и де-юре состоялось вхождение теологии в научно-образовательное пространство страны. Были приведены данные, что по состоянию на 1 января 2016 г., теология преподается в 48 вузах России, треть из которых являются государственными: «В стране юридически закреплена и фактически действует система вузовского теологического образования, включающая в себя соответствующие уровни – бакалавриат, специалитет, магистратуру, аспирантуру, дополнительные образовательные программы», – уточнил Митрополит Иларион.

Ректор Поволжского православного института им. свт. Алексия, митрополита Московского, протоиерей Дмитрий Лескин рассуждал о категориях теологии и религиоведения. Он обратил внимание на различие: «Религиоведение изучает общество, то есть людей. Методологический принцип этой науки исключает феномен трансцендентного, что для теолога является неприемлемым». У теологии в отношении к религии есть особые задачи исследования, которые несвойственны религиоведению. «Несомненно, мы должны признавать сферу деятельности возможно осуществимую для теологии так же, как признаем для религиоведения, для иных отраслей социально-гуманитарных наук», – уточнил протоиерей Дмитрий Лескин. По его мнению, если будет учитываться та система координат, в которой действует каждая научная область (в том числе и область теологии), тогда не будет повода к конфликтам и противостоянию.

О проблеме отраслевой демаркации рассказали представители не только богословия, различные подходы к проблеме представили методологи науки и религиоведы. Например, руководитель группы «Онтология» сектора теории познания Института философии РАН, профессор Андрей Павленко отнёс операциональные категории, используемые в теологических дискурсах, к разряду переживаний и эмоций. По его словам, наука, кроме прочих, активно использует естественнонаучный инструментарий; в арсенале же теологии из научного инструментария лишь единственный – логический. Поэтому профессор Павленко предложил не спешить с научностью теологии, поскольку «с методологической точки зрения перед ней уже совсем скоро для нее самой откроются совершенно неожиданные горизонты».

Руководители ведущих религиоведческих кафедр МГУ и СПбГУ Игорь Яблоков и Марианна Шахнович, признавая за теологией право на научность, обратили внимание на такой критерий как профессионализм исследователя. Обращаясь к предметной области, профессор Яблоков подчеркнул: «Теология – это система знаний о том, что называется Богом, а религиоведение – система знаний о знаниях о Боге, таким образом, если нет первого, то и предмет религиоведения ускользает, тогда как у теологии предмет остаётся». Профессор Марианна Шахнович отметила: «В современном образовательном пространстве и в академическом дискурсе существовало противостояние теологии и философии, но граница здесь подвижна. Если и проводить демаркацию, то проходить она будет по профессионализму исследователя. Если мы хотим информировать, давать знания – это по ведомству религиоведения, а если мы хотим воспитывать, то это – сфера философии, сфера духовно-нравственных ценностей, сфера теологии», – заключила проф. Шахнович.

Затем выступил руководитель Учебно-научного центра изучения религии РГГУ, профессор Николай Шабуров. По его мнению, теология существует в пространстве, но было бы неправильно не брать во внимание специфику теологии в сравнении с другими гуманитарными науками. Вне теизма, теистических систем теология невозможна: она основана на принципе Божественного откровения, которое выражено в определенных текстах. Эти тексты являются фундаментом, базой теологии как таковой. «Основной предмет теологии – это Бог, теология может быть только конфессиональной, и в этом главное отличие религиоведения от теологии, – обобщил спикер. – Религиоведение занимается религией как феноменом человеческой жизни, человеческого сознания».

Евгений Аринин, профессор Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, затронул вопрос о форме преподавания теологии в светских университетах. Эксперт выразил надежду, что компромисс будет найден: «Сегодня возрождаются религиозные ценности, и возникает вопрос, как преподавать религиоведческие дисциплины в университете. Как конкретную доктринально-вероучительную дисциплину, когда даётся знание о религиях, ввести в универсальный контекст?» Евгений Аринин заметил очевидность разницы между церковным богословием и теологией в университетском смысле: есть точка зрения Церкви, и есть университет.

Образ будущего: кто кого или взаимообогащающее партнерство?

Вадим Васильев – профессор кафедры истории зарубежной философии МГУ им. М.В. Ломоносова и председатель экспертного совета по философии, социологии и культурологии ВАК России – не исключил, что религиоведение может быть поглощено теологией. Рассматривая возможные сценарии, профессор обратил внимание на дискуссионность проблемы формирования одной УГС по религиоведению и теологии.

Доцент кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Алексей Апполонов, рассуждая о будущем двух дисциплин, также видит опасность усугубления конкурентной борьбы: «Вместо богословия, как оно должно было называться по российской традиции, мы имеем некую латинизированную теологию, которая занимается всем, кроме Бога». Эксперт считает, что это будет иметь серьезные последствия для религиоведения, потому что мы получаем две дисциплины, которые занимаются практически одним и тем же, и они будут конкурировать.

В ответ на обеспокоенность коллег, митрополит Иларион уверил: «Я, в частности, считаю, что возможно достичь хорошего взаимопонимания и сотрудничества с религиоведами. Теология не ставит своей задачей вытеснение религиоведения из университетского и академического пространства, не ставит задачи подмены собой, занятия позиций религиоведения. Именно потому, что мы, со своей стороны, видим предметно-методическую специфичность теологии по отношению к религиоведению, мы и не претендуем на ее академический удел. Напротив, мы считаем, что появление теологии в качестве научной специальности будет способствовать лучшему пониманию предметно-методической специфики религиоведения».

Руководитель Департамента образования науки и культуры Духовного управления мусульман России Шамиль Кашаф поддержал позицию митрополита Илариона. Он обратил внимание участников симпозиума на позицию шейха муфтия Равиля Гайнутдина: «На наш взгляд теология и религиоведение в их совокупности могут дополнять друг друга, и это может способствовать лучшему постижению мироздания, к чему нас призывает Всевышний Творец». Среди тех условий, которые ещё в 2000-м году обозначил духовный лидер мусульман России шейх Гайнутдин – то, что мусульманское богословие должно преподаваться мусульманами по учебным пособиям, которые были бы согласованы в первую очередь Минобрнауки России и утверждены ДУМ России для исключения противоречий российскому законодательству.

28 04 simpozium religion3Итог теоретической части симпозиума подвел профессор кафедры национальных и федеративных отношений ИГСУ РАНХИГС Вильям Шмидт. «С 90-х гг. страна и общество претерпели существенные изменения – сегодня мы имеем факт сложившейся религиозной системы, не только ставшей неотъемлемой частью ее народохозяйственного комплекса, но имеющей в нем стратегическое значение», – подчеркнул эксперт. Комплексное развитие этой отрасли (повышение качества ее ресурсных баз, развитие инфраструктуры и инструментария) – задача, которая не может остаться без внимания со стороны как профессиональных сообществ, так и органов управления.

Значительные шаги на этом пути уже сделаны. В частности, идет активный профессиональный диалог между научными направлениями и школами и их представителями как на региональном, национальном уровне, так и международном (в октябре во Владимире пройдет уже III Религиоведческий конгресс). РАНХиГС совместно с ведущими религиоведческими центрами России и СНГ реализует проект «Антология отечественного религиоведения» – уже издано 9 томов, представляющих наследие советской эпохи. В сообществе накоплен неоценимый опыт подготовки нормативных текстов – изданы 2 фундаментальных отраслевых словаря «Религиоведение» и «Энциклопедия религий» (под ред. Е.С. Элбакян, А.П. Забияко, А.Н. Красникова. – М., 2006 и 2008). Нельзя обойти вниманием и уникальный опыт «Православной Энциклопедии».

«Размышляя над общими для нас (религиоведов, теологов, философов, историков, культурологов и т.д. – всех, кто занимается исследованием религии и вовлечен в отраслевое воспроизводство) задачами, хотел бы обратить внимание на один факт – в отличие от других стран и цивилизаций (например, европейцев, сформировавших PatrologiaLatina (более 280 томов) и Patrologia Graeca (более 160 томов), Россия в своем арсенале все еще не имеет «канонического корпуса текстов» на национальном языке», – сказал Вильям Шмидт и призвал сформировать антологию религиозной мысли «Патрологию Россика».

* * *

В ходе симпозиума прикладные проблемы религиоведения и теологии обозначил начальник Департамента по взаимодействию с религиозными организациями Управления Президента РФ по внутренней политике Евгений Еремин. Он подчеркнул, что государство заинтересовано в кадрах, профессионально занимающихся религиоведческой и теологической тематиками. Экспертиза, выдаваемая профессиональным сообществом, должна ориентироваться на реалии современного российского законодательства.

Собравшиеся на симпозиум специалисты, акцентировали внимание на проблемах подготовки кадров религиоведческого и теологического профилей. Было подчеркнута необходимость формирования философско-религиоведческих и религиоведческо-теологических компетенций у специалистов всех отраслей хозяйства. Религиозный фактор оказывает все более существенное влияние на все сферы жизни общества. Особое внимание было уделено проблемам экспертной деятельности специалистов, вовлеченных в религиозную сферу жизни общества – уровню их компетенций, критериям оценки профессиональных навыков и ответственности.

Профессор кафедры Академии труда и социальных отношений Екатерина Элбакян обратила внимание на соотношения практического религиоведения и юридической практики. Она отметила: «Религиоведческая экспертиза является специализированным текстом, в котором в системном и логическом виде (с научных, религиоведческих позиций) представлены сведения о религии или религиозном направлении. Религиоведческая экспертиза должна отражать устоявшиеся в науке представления о конкретном явлении в конкретный момент времени».

О тонкостях внедрения особо значимой для эпистемологии и религиоведческой экспертизы понятия «фундаментализм» рассказала заведующая кафедрой политологии Московского православного института св. Иоанна Богослова Анастасия Митрофанова. По ее мнению, фундаменталисты обращаются к ценностям своего общества, которые это общество (по их мнению) забыло. Очевидно, что традиционность, традиционализм и фундаментализм не всегда пересекаются, но фундаментализм под собой всегда имеет установки, характерные для местной культуры, идентичные их мировоззрению.

О соотношении религиозной традиции и идентичности рассказала директор Центра религиоведческих исследований Тамбовского госуниверситета Татьяна Пронина. Спикер обратила внимание на то, что «религиозная идентичность – это (как правило) те критерии, по которым определяется религиозный характер объединения и его деятельность. В продолжение данной темы профессор кафедры философии и религиоведения Военного университета Минобороны России Михаил Курочко привёл примеры рисков, связанных с фундаментализмом. По его словам, вновь возникающие религиозные движения, будучи содержательно деструктивными и радикальными, под видом возрождения веры, активно вербуют сторонников в свои ряды: «К сожалению, практика показывает, что сегодня нет подготовленных специалистов, которые могли бы вести мониторинг и дать адекватную оценку религиозным организациям и движениям».

Участники дискуссии сошлись во мнении, что круг поставленных проблем требует специального рассмотрения и будет продолжен в рамках симпозиума «Религия как фактор этно-культурной и национально-государственной идентичности» в Орловском госуниверситете, намеченного на 18–19 мая.

* * *

По итогам симпозиума, с учетом задач по демаркации предметных областей и отраслевой институциализации теологии, участники пришли к консолидированному мнению о необходимости проведения не только «ревизии» отрасли, но и придания официального статуса профессиональному сообществу исследователей религии. Именно в компетенции этого сообщества и находятся вопросы качественного преобразования и воспроизводства отрасли в целом, включая систему отношений – координации и обеспечения профессиональной коммуникации.

Программа симпозиума «Религия в аспектах философских, теологических, религиоведческих подходов: проблема определения объекта и экспертизы».

Видеоматериалы симпозиума

Обзор подготовили: В. Шмидт, Ш. Ризоев

28 04 simpozium religion big

Нравится
Поделиться