Интервью с Людмилой Степновой: «При меньшей актуальности отнесения себя к конфессиональной или этнической группе большую важность для современного населения России имеют гражданская и региональная идентичности»

Март 9, 2017

«При меньшей актуальности отнесения себя к конфессиональной или этнической группе большую важность для современного населения России имеют гражданская и региональная идентичности» – интервью с Людмилой Степновой провел профессор кафедры государственно-конфессиональных отношений Вильям Шмидт.

Степнова Людмила Анатольевна – доктор психологических наук, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Факультета психологии Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС при Президенте РФ, аккредитованный эксперт Роскомнадзора по экспертизе информационной продукции на предмет нарушения Федерального закона N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», эксперт рабочей группы при Правительстве Российской Федерации по вопросам оценки управленческого резерва в рамках Федеральной программы (Подготовка и переподготовка управленческих кадров); среди публикаций которой: «Социальная мифология и проблемы современного социального мышления» (М., 1999), «Развитие общероссийской гражданской идентичности в поликультурном пространстве российского общества (под ред. А.А. Деркача. – М., 2017), «Методология исследования гражданской идентичности в поликультурном пространстве российского общества (Акмеология. 2017. № 2-3 [62-63], С. 143-151) и др.

Уважаемая Людмила Анатольевна, благодарю за эту возможность обменяться мнениями по актуальным проблемам и поговорить о роли религии, религиозном факторе – какие из вызовов окажутся для нас, российского и европейского обществ и в целом, в мире, базовыми, а какие второстепенными и незначительными, что будет первостепенным для религиозной сферы в жизни общества,а что для религиоведения.

Наш разговор начинался во время Всемирной недели гармоничных межрелигиозных отношений, а скоро мы будем отмечать Международный день культуры. (Отрадно, что и мы, в Российской Федерации, все активнее входим в это международное пространство диалога, проявляя солидарность с силами доброй воли.) Сегодня же у нас на повестке Международный женский день – 8 Марта.

Мне приятно, уважаемая Людмила Анатольевна, в Вашем лице поздравить всех наших коллег-женщин, наших студенток с этим праздником, который связан не только с борьбой за свободы, но шире – весной – обновлением мир. Торжества и благоденствия Вам и всем вашим близким!

И прежде, чем обсудить наши главные вопросы, хотелось бы услышать Ваше мнение-комментарий – а что лично для Вас как представителя женской половины человечества значит (означает) этот день / праздник? (Я, например, обратил внимание на 2 события последнего дня – краткий опрос, связанный с восприятием женщины, а также на акцию у стен Кремля – в стиле «отдайте управление миром женщине»).

Л.С.: 8 марта – это, прежде всего, первый весенний праздник, который созвучен с темой красоты, тепла, доброты, что, в свою очередь, всегда ассоциируется с женщиной. Поэтому этот праздник, на мой взгляд, очень уместен именно в таком контексте, а не в его историческом понимании – как тема феминизации, равноправия женщины. Этот контекст не является архетипически важным и интуитивно узнаваемым для российской женщины, поэтому и праздник, инициированный феминистками Кларой Цеткин и Розой Люксембург, постепенно трансформировался в сознании россиян в праздник любви и уважения к женщине.

Современная социальная, политическая и экономическая ситуация в России показывает, что сложившаяся за последние 1200-1300 лет русская идентичность, отличающаяся чувством общности, неотторжимости, единения и содружества разных наций, при признании уникальности каждой и позитивности нахождения гармоничных взаимоотношений между собой, на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях, с принятием общих ценностей подверглась разрушительным тенденциям.

В связи с этим отмечается необходимость значительного расширения масштабов межнационального взаимодействия (в первую очередь в области образования), в связи, с чем особую важность приобретает развитие общероссийской гражданской идентичности, приемлющей общечеловеческие и общекультурные ценности.

В.Ш.: В последнее время, с учетом особой черты нашего народа – его эсхатологических акцентуаций, можно услышать много различных обеспокоенностей и даже толков в связи со 100-летием Социалистической революции. Мы уже более 25 лет живем в новой формационной реальности, но наш уклад жизни, наши установки мало изменились – наша социальность при всей ее технологизации и качественном росте скатывается в воспроизводство «совкового гражданина» и вульгарной феодализации. Как Вы полагаете, мы имеем более-менее четкое представление о том, в каких условиях, в какой реальности мы – российское общество – находимся и каким понятийно-категориальным аппаратом оперируем, чтобы это адекватно понять? Что это такое российское общество/государство в его само-ощущении/-идентификации, политико-правовой декларации и каковы его базовые параметры и характеристики?

Л.С.: В современной многонациональной России, проблема развития общероссийской гражданской идентичности представляется особо важной. В условиях многонациональной России, значимой представляется способность человека к осознанному пониманию своей принадлежности к этносу, региону, религии, стране и этническому многообразию российского общества. На основе данной целевой установки определяется стратегия, в частности, образовательная, направленная на формирование целостности личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной России, обладающей развитым чувством понимания и уважения своей и других культур, что является важным условием сохранения этнокультурного разнообразия, снижения социально-психологической напряженности в этнически разнообразной среде.

На основании очевидной необходимости, возникает потребность в разработке методики развития общероссийской гражданской идентичности населения современной России.

Нами, например, реализован новый интегративный подход к оценке состояния и механизмам развития общероссийской гражданской идентичности, который включает структурный анализ идентичности на общероссийском и региональном уровне с учетом значимых исторических событий и знаменательных дат, а также существующих форм и иерархию региональной, этнической, религиозной, культурной идентичности современного населения России; разработку методики развития общероссийской гражданской идентичности.

В.Ш.: Уважаемая Людмила Анатольевна, если позволите – частный, уточняющий вопрос: каковы специфические особенности идентичности россиян?

Л.С.: Проведенные нами исследования – анализа идентичности на общероссийском и региональном уровне с учетом значимых исторических событий и знаменательных дат – на протяжении с 2014 г. показывают следующие устойчивые тенденции и закономерности.

Большую важность для современного населения России имеют гражданская и региональная идентичности при меньшей актуальности отнесения себя к конфессиональной или этнической группе. – Чем старше респондент, тем в большей степени он ощущает свою связь с русской культурой и с государством, тем более значимой для него является «интегральная» культурная идентичность. Чем моложе респондент, тем более выражена у него величина интегрального показателя по гражданской идентичности.

У респондентов, исповедующих ислам выявлены следующие особенности: оценка субъективной связи с российским государством ниже, чем у респондентов-христиан, и самая низкая оценка связи с русской культурой. (Можно говорить о тенденции к более низким оценкам степени отождествления себя с «россиянами», «приверженцами российских культурных традиций» и, одновременно, к бóльшей степени субъективной близости к «единоверцам» и людям своей национальности.) Почти у половины респондентов, исповедующих ислам, отсутствуют выборы, относящиеся к гражданской идентичности.

Наименьшую близость с «приверженцами российских культурных традиций» и «россиянами» демонстрируют подгруппы 10-17 лет из Москвы и 31-50 лет из Чеченской республики.

В.Ш.: Да – интересный факт. А существует ли региональная специфика идентичности россиян?

Л.С.: Представления участников опроса из разных регионов по четырем видам идентичности в значительной мере совпадают, что свидетельствует о значительном сходстве в самоощущениях жителей регионов. Это, в свою очередь, говорит о близости политико-экономических и социокультурных условий жизни в разных частях нашей страны. При этом на основе данных социологического исследования проанализированы существующие у различных по территориальной, этнокультурной и религиозной принадлежности групп населения формы идентичности и определена их иерархия (11 субъектов РФ).

Сравнение значимости видов идентичности для респондентов из разных регионов по результатам первой части анкеты подтверждает общую тенденцию, выявленную на уровне выборки в целом: об относительно большей важности для респондентов из большинства регионов гражданской и региональной идентичности и меньшей – идентичности религиозной и этнической. Гражданская идентичность во всех регионах кроме Чеченской республики занимает первое место по значимости. В Чеченской республике первое место занимает религиозная идентичность.

Сравнение значимости пяти видов идентичности для респондентов из разных регионов по результатам второго блока анкеты в целом подтвердило результаты, полученные по выборке в целом, в соответствии с которыми в условиях «нежесткого» выбора на первый план выходит этническая идентичность, а культурная и религиозная оказываются менее «востребованными». Однако этическая идентичность занимает первое место по значимости только в семи из одиннадцати регионов. Так, в республике Дагестан, Пензе и республике Крым первое место по значимости имеет региональная идентичность, а в Чеченской республике – религиозная. При этом наименьшую значимость в северокавказских регионах имеет культурная идентичность; в остальных, кроме Брянской области – религиозная. В Брянской области последнее место по значимости занимает региональная идентичность.

В.Ш.: Уважаемая Людмила Анатольевна, Вы могли бы уточнить – сколько и какие регионы вошли в выборочную совокупность вашего исследования?

Л.С.: В опросе приняли участие 1414 респондентов:

  • мужчин – 549 чел. (38,8%);
  • женщин – 865 чел. (61,2%).

Средний возраст респондентов – 26,6 года (при минимальном возрасте – 10 лет и максимальном – 77 лет). Распределение по возрастным группам следующее:

  • от 10 до 17 лет – 131 чел. (9,3%);
  • от 18 до 30 лет – 927 чел. (65,6%);
  • от 31 до 50 лет – 286 чел. (20,2%)
  • старше 50 лет – 62 чел. (4,4%)

По вероисповеданию респонденты распределились следующим образом:

  • христианство – 815 чел. (57,6%);
  • ислам – 420 чел. (29,7%);
  • атеисты – 144 чел. (10,2 %);
  • иные конфессии – 35 чел. (2,5%).

В исследовании приняли участие респонденты из 43 регионов, при этом количество жителей конкретной местности существенно варьируется. Исходя из этого, данные исследования мы представляем в двух аспектах:

  • по выборке в целом;
  • по регионам, количество респондентов в которых более 30 чел.

Замечу: эти регионы в целом соответствуют большинству федеральных округов Российской Федерации.

Распределение респондентов по федеральным округам

Регион исследования Количество респондентов (чел.) Доля от общего числа респондентов (%)
Москва 169 15,8
Центральный федеральный округ
Брянская область 344 24,3
Поволжский федеральный округ
Республика Мордовия 43 3,0
Пензенская область 105 7,4
Южный федеральный округ
Краснодарский край 31 2,2
Астраханская область 44 3,1
Северо-Кавказский федеральный округ
Чеченская республика 153 10,8
Республика Дагестан 74 5,8
Карачаево-Черкесская республика 53 6,4
Крымский федеральный округ
Республика Крым 41 2,9
Дальневосточный федеральный округ
Забайкальский край 31 2,3

 В.Ш.: Внушительно; спасибо. Если позволите, хотелось бы затронуть вопрос о значимости конкретных исторических событий в формировании различных видов идентичности россиян. Что можно сказать в этой части проблемы?

Л.С.: При ответах на вопрос об исторически значимых событиях и датах, респонденты высказали весьма широкий спектр точек зрения. Условно упомянутые события можно классифицировать / распределить по нескольким группам:

  • — события, связанные с войнами и защитой Отечества;
  • — крупные социально-политические события;
  • — политико-правовые события (принятие значимых правовых актов, создание территориальных образований);
  • — значимые достижения в сфере культуры, науки и техники.

Стоит сказать, что многие респонденты в качестве значимых называли:

  • — не конкретные даты, а исторические периоды («правление Петра I», «правление «Сталина», «годы «Советской власти» и т.д.),
  • — даты не определенных исторических событий, а имеющие социокультурную значимость праздники и в первую очередь общегражданские (Новый год, 8 марта и т.д.);
  • — праздники, связанные с религиозными традициями (Пасха, Рождество, Курбан-байрам, Ураза-Байрам и т.д.).

Для отдельных респондентов субъективно значимыми оказались события, которые только предстоят, например для 2014 г. это было празднование 2000-летия г. Дербент в 2015 г., а также проведение чемпионата мира по футболу 2018 г. (Эту же тенденцию мы наблюдаем и сейчас.)

Сопоставление результатов опроса по регионам дает основание говорить о наличии двух тенденций: выявилось явное преобладание событий общероссийского масштаба по сравнению с событиями региональными, при этом списки событий, «составленные» в различных регионах, во многом совпадают. Так что у россиян мы фиксируем наличие своеобразного общего культурно-смыслового поля, способного стать потенциально значимым фактором социальной интеграции.

В.Ш.: Уважаемая Людмила Анатольевна Вы упомянули о необходимости разработки методики развития общероссийской гражданской идентичности. Если не сложно, Вы могли бы рассказать об основных параметра данной методики?

Л.С.: Разработанные в исследовании научно-обоснованные методы развития общероссийской гражданской идентичности, с учетом выявленной в ходе социологического исследования шкалы идентичности по регионам и значимых в контексте общероссийской идентичности исторических дат и событий, включают учет трех психологических компонентов процесса развития идентичности: эмоционального (формирование позитивного, эмоционально привлекательного и притягательного образа), когнитивного (знаниевые компоненты) и поведенческого (формирование ожидаемого поведения).

Методы формирования когнитивного компонента включают: информационный метод (различные способы передачи информации о высших ценностях в СМИ, школах, колледжах, институтах, учебниках и др.) и метод воспитания (передача информации о людях с активной гражданской жизненной позицией, изменяющих жизнь вокруг себя благодаря своей высоконравственной, альтруистической позиции).

Методы формирования эмоционально-ценностного компонента включают: метод формирования позитивного отношения, безусловного принятия ценностей (эмоциональное заражение, идентификация со значимой, привлекательной, авторитетной личностью – идеалом для подражания) и метод формирования позитивной гражданской самооценки (способы позитивной оценки себя и своих достижений через публичное признание достижений, результатов, заслуг человека, его участия в общественно-значимых мероприятиях).

Методы формирования регулятивно-поведенческого компонента опирается на метод активного включения в мероприятие (формирование ожиданий по отношению к себе как к гражданину относительно своего поведения – как правильно должен себя вести человек в соответствии с нравственными нормативами общества; формирование ожиданий от других по отношению к себе; позитивный пример; активное участие в жизни общества).

Методика развития общероссийской гражданской идентичности предусматривает четыре этапа, включающих специальные комплексы мероприятий, психолого-педагогических ситуаций, каждый из которых соответствует этапам развития, в том числе цели, содержание и методы. Все этапы – это совокупность мероприятий, формирующих все виды идентичностей; при этом общегражданская идентичность является системообразующей.

Реализация данного подхода позволила выявить региональную специфику развития общероссийской гражданской идентичности, психолого-акмеологические критерии и показатели, уровни и этапы, значимые условия и факторы ее развития.

В.Ш.: Уважаемая Людмила Анатольевна, благодарю – чрезвычайно интересный проект.

И, если позволите, в завершение нашего разговора – небольшая просьба от наших студентов, прозвучавшая у так называемого «философского камня», – ответить на 10 вопросов.

Будем рады, Вашему мнению в формате блиц:

  1. Какова природа Вселенной?

Л.С.: Божественная

  1. Есть ли какое-то Высшее Существо?

Л.С.: Да, конечно – Бог.

  1. Каково место человека во Вселенной?

Л.С.: Человек – это творение Бога, такое же, как и сама Вселенная.

  1. Что такое реальность?

Л.С.: Реальность – это то, что, с одной стороны, существует вне человека, а с другой – она представлена в субъективном пространстве человека. Поэтому реальность имеет двойственную сущность – объективную и субъективную.

  1. Что определяет судьбу каждого человека?

Л.С.: Промысел Божий и конкретные действия самого человека.

  1. Что такое добро и зло?

Л.С.: Добро – это все, что соответствует Божественной природе человека, зло – то, что разрушает Бога в человеке.

  1. Почему наша жизнь такая, какая она есть?

Л.С.: Это самый сложный вопрос из всех…. Потому что каждый день непредсказуем, уникален, неповторим, прекрасен – и мы не знаем, почему так.

  1. Каковы идеальные отношения между личностью и государством?

Л.С.: Идеальные отношения чем-то похожи на партнерские отношения между людьми – взаимоуважение, взаимопомощь, взаимопонимание.

  1. Что такое любовь?

Л.С.: Это самый эффективный способ жизни….

  1. Что происходит после смерти?

Л.С.: Жизнь будет продолжаться…

В.Ш.: Дорогая Людмила Анатольевна, благодарю Вас за этот увлекательный разговор. Прошу принять наши благопожелания – крепости, вдохновений, изобилующей красками жизни.

Л.С.: Большое спасибо – взаимно, всегда рада и прошу передать наши приветствия коллегам!

Нравится
Поделиться