Мед Дузаев: «Человеку не нужны «свободы», ему нужны смыслы. Государству нет нужды в религиозных терминах, ему нужна богоугодная политика»

Май 21, 2017

«Человеку не нужны «свободы», ему нужны смыслы. Государству нет нужды в религиозных терминах, ему нужна богоугодная политика. Лучше богобоязненный атеизм, чем богоотступнические «религии» – интервью с Медом Дузаевым провел профессор кафедры государственно-конфессиональных отношений Вильям Шмидт.

Дузаев Мед Абдурахманович – студент-бакалавр (4 курс) направления подготовки «Государственное и муниципальное управление» (профиль «Этнополитические и государственно-религиозные отношения) Института государственной службы и управления РАНХиГС. 

Уважаемый, Мед Абдурахманович, благодарю за эту возможность обменяться мнениями по актуальным проблемам и поговорить о роли религии, религиозном факторе – какие из вызовов окажутся для нас, российского и европейского обществ и в целом, в мире, базовыми, а какие второстепенными и незначительными, что будет первостепенным для религиозной сферы в жизни общества, а что для религиоведения. Встретившись в Международный день философии в библиотеке РАНХиГС у «философского камня», мы начали разговор – наши диалоги были приурочены Всемирной неделе гармоничных межрелигиозных отношений и посвящаются актуальным проблемам развития. Отрадно, что и мы – представители постсоветского пространства – входим в это международное пространство диалога, проявляя солидарность с силами доброй воли.

Мед Дузаев: Спасибо. Я тоже рад беседе с Вами.

В.Ш.: В последнее время можно услышать много различных обеспокоенностей и даже толков в связи со 100-летием Социалистической революции. Мы уже более 25 лет живем в новой формационной реальности, но наш уклад жизни, наши установки мало изменились – наша социальность при всей ее технологизации и качественном росте скатывается в воспроизводство «совкового гражданина» и вульгарной феодализации. Как Вы полагаете, мы имеем более-менее четкое представление о том, в каких условиях, в какой реальности мы находимся и каким понятийно-категориальным аппаратом оперируем, чтобы это адекватно понять? Что это такое национальное общество/государство в его само-ощущении/-идентификации, политико-правовой декларации и каковы его базовые параметры и характеристики?

М.Д.: К сожалению, это сопутствующие явления переходного периода. Естественно, что общество, оказавшись в условиях краха привычного мира, прибегает к проверенным методам выживания. А в целом – это время больших провокаций и искушений. Сейчас лучше не давать никаких оценок – не думаю, что они окажутся верными. Если Россия реальный субъект истории, и мы ее реальные граждане, нам предстоит пережить его, подобно человеку, над которым проводится сложная операция без анестезии, причем в интересах самого пациента – оставаться в сознании!

В.Ш.: Яркая аллюзия; что ж – вполне. Мед Абдурахманович, если позволите – частный, уточняющий вопрос: какой урок и/или вывод из истории нашего Отечества в ХХ в. для Вас может быть главным и какой второстепенный, второго или третьего порядка?

М.Д.: Для меня, пожалуй, – это вопрос: смысл пережитых катастроф? Что именно является их причиной? Какова роль России в истории мира? Какой путь она должна избрать для себя, находясь в несвободном пространстве? Зависит ли это от уровня развития гражданина или от правильной политики государства? В чем оно должно и может найти спасение?

В.Ш.: Ясно. А если мы попытаемся определиться с характеристиками (качествами) среды своего бытования, включая и средства (институциональные и политико-правовые), какими мы в этой среде оперируем, было бы интересно, какие противоречия, которые, собственно, и являются двигателем основных трансформаций в обществе – его сознании и на институциональном уровне – в его структурах Вы выделяете? Какой Вы видите динамику социально-политических отношений?

М.Д.: Я думаю, все негативные явления в истории нашей страны возникли из-за противоречия системы естественным законам. Человек – существо высокоорганизованное и, несомненно, должно жить по определенным правилам. Только правила эти не должны писаться самим человеком.  Обязанность человека в том, чтобы подчинить себя законам Творца.

Ни одна система не способна уберечь себя от нежелательных последствий, она обречена на крах, а крах системы, как известно, сопровождается огромными человеческими жертвами. Так как мы все-таки говорим о России, мне кажется, государство в отношении своих граждан должно вести миротворческую политику. Дети, воспитанные в здоровой среде, в среде качественного воспитания, заботы, развития, любви, в сложный для родителей момент всегда окажут адекватную помощь – сопроводят их также в старости и продолжат путь, наследованный от родителей. Путь благородного труда и благочестивой жизни. Человеку не нужны «свободы», ему нужны смыслы. Государству нет нужды в религиозных терминах, ему нужна богоугодная политика. Лучше богобоязненный атеизм, чем богоотступнические «религии»

В.Ш.: В контексте означенных проблем, какие место и роль можно отвести профессиональным сообществам – объединениям, ассоциациям –какие главные и частные задачи могут стоять перед ними как на уровне страны, так и в региональном разрезе?

М.Д.: Прежде всего, вести политику сплочения общества на всех уровнях. Честность и конструктивность. Необходима общая идея развития одновременно и человека, и общества. Как я уже говорил, миротворческая политика государства в отношении собственного гражданина – вот первостепенное. Пропаганда и развитие ремесленничества – и это не второстепенно с подъемом имиджа среднего профессионального образования.

В.Ш.: Мед Абдурахманович, если позволите, хотелось бы затронуть деликатную проблему – поговорить о религиозно-философских, мировоззренческих аспектах нашей жизни – что есть «религия». Очевидно, что религия, религиозное мировоззрение в широком смысле – это один из уровней мышления (сознания) наряду с мифологическим (эклектичным) и сциентистским, а о ней, о религии как феномене, рассуждают как о субстанциональном… Но есть ли на деле то, что лежит в основе того, что мы именуем религией, и даже институциализировали?

М.Д.: Да… – интересный вопрос, «есть ли на деле то…»? Вильям Владимирович, пока у человека будут возникать такого рода вопросы, это самое «То», что, как Вы выразились, лежит в основе религии, свершит над человечеством Свою волю. Пока человечество будет пытаться выбрать или, вернее сказать, выделить религии место в своей жизни, а не подчинить себя ей, все вышеперечисленные нами проблемы будут его неустанными спутниками.

В.Ш.: Интересный взгляд-ощущение; можно даже сказать – мудро. Но ведь такой феномен как вера, на основе которого покоится система, именуемая религией(ями), есть общее свойство/функция высоко развитого биологического вида – человека, без которого или вне которого последний не мог бы иметь ни своего статуса, ни того, что есть его субстанциональное – бытия. Похоже, перед нами открывается не просто конфликт истории(й) – логика и динамика смены формаций и порядков/практик установления форм правопреемственности институтов(ций), выражавших идею(и) и/или являвшихся её носителями, – но и собственно принципа(ов), который(е) полагае(ю)тся в основание модели бытия; похоже, как и 100 лет назад, Мир еще только у самого порога перед комнатой, где будет вестись дискуссия о принципах нового миропорядка.

М.Д.: Полностью соглашусь с Вашим последним вопросом-утверждением. Я не нуждаюсь в доказательствах Божественных истин, и понимаю сейчас, что значат слова Всевышнего: «Воистину неверующим безразлично, предостерег ты их или нет. Они все равно не уверуют» (Коран, 2/6). «Но, нет – клянусь твоим Господом – они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения, и не подчинятся полностью (Коран, 3/645). Из чего следует, что судьба мира предопределена и каждый ответит за свой выбор.

В.Ш.: Мед Абдурахманович, как Вы полагаете, почему Российское Государство, довольно щепетильно относясь к регулированию и регламентированию всех и всяких отношений в каждой из сфер жизнедеятельности, за 25 лет новейшей истории имеет лишь один ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» – можно даже сказать, что категорически отказывается иметь государственную политику в сфере общественно-религиозных отношений. И, если возможно, как бы Вы определили ситуацию в религиозной сфере и, в частности, в системе государственно-религиозных отношений у Вас в стране и/или регионе в целом?

М.Д.: У меня нет точного ответа на этот вопрос. Возможно, государство понимает вопрос религии лишь как инструмент раскачивания ситуации внутри страны, но по существу не имеющий реальной политической и социальной силы.  Не думаю, что в этом смысле в мире есть страны, на которые Россия могла бы равняться. В отношениях с государством, в международном масштабе религия играет роль пустышки.

В.Ш.: Серьезная заявка, если учитывать тот хоть и небольшой, но все же опыт конструирования модели Концепции политики в религиозной сфере.  Мед Абдурахманович, тогда, если позволите, небольшое уточнение.

Первое: как Вы полагаете, любая ли деятельность человека представляет собой творческий акт, если учесть, что как субъект, так и объект отношений после взаимодействия становятся хоть на немного, но все же иными, чем были до него. Можем ли мы считать себя творцами жизни – что для этого нужно, каким должен быть человек?

И второе: на чем покоится различение и в чем смысл идентификации(й)?

М.Д.: Из Божественного Писания мы знаем, что любой искажающий реальность акт является недозволенным. Это касается любого проявления популярного творчества – вымыслов, фантазий, иллюзий. Что проще – будь критичным и ответственным – твори дело жизни.

В.Ш.: Уважаемый Мед Абдурахманович, в завершение нашего разговора небольшая просьба, связанная с предтечей этого нашего проекта – собеседованиями у так называемого «философского камня» в Международный день философии: один из наших студентов, как это водится у молодых и жаждущих открытия полноты то ли бытия, то ли Истины, представил 10 вопросов с просьбой ответить на них. Будем рады, Вашему мнению в формате блиц, если позволите:

  1. Какова природа Вселенной?

М.Д.: Вселенная представляет собой множество миров (разного рода творения) и человек есть один из них…

  1. Есть ли какое-то Высшее Существо?

М.Д.: Нет. Есть Единый Господь, который открыл Себя человеку и описал Свои качества и атрибуты: Он Милостив и Милосерден; Творец небес и земли; Который не родил и не был рожден, и нет никого равного Ему…

  1. Каково место человека во Вселенной?

М.Д.: Человек есть проводник Божественной воли, которому даны  инструкции его взаимоотношений с миром видимого и невидимого.

  1. Что такое реальность?

М.Д.: Реальность бывает субъективной, объективной, истинной. Истина уже открыта человеку, а значит, он должен подчинить себя ей, так как она является единственной реальностью.

  1. Что определяет судьбу каждого человека?

М.Д.: Божественное предопределение.

  1. Что такое добро и зло?

М.Д.: Добро – дозволенное Богом. Зло – запрещенное Богом. И каждое из них имеет свой логический исход.

  1. Почему наша жизнь такая, какая она есть?

М.Д.: Потому что она предопределена Богом и является отражением наших общих деяний.

  1. Каковы идеальные отношения между личностью и государством?

М.Д.: Государство, чьи законы основаны на Слове Божьем; и личность, чья жизнь подчинена Ему.

  1. Что такое любовь?

М.Д.: Любовь есть высшая форма служения Богу.

  1. 10. Что происходит после смерти?

М.Д.: Человеку предстоит суд в могиле, решение которого определит его дальнейшую судьбу.

 

В.Ш.: Уважаемый Мед Абдурахманович, благодарю Вас за этот увлекательный и неожиданный в своих ракурсах разговор. Прошу принять наши благопожелания – крепости, вдохновений, изобилующей красками жизни.

М.Д.: Спасибо и Вам, Вильям Владимирович, за Вашу компетентность и желание постичь суть происходящего.

Нравится
Поделиться