Виктория Саква:«Деятельность государства осуществляется в рамках анализа воздействия религиозных организаций и запрета на нарушение прав человека»

Май 23, 2017

«Деятельность государства осуществляется в рамках анализа воздействия религиозных организаций и запрета на нарушение прав человека» – интервью с Викторией Саква провел профессор кафедры государственно-конфессиональных отношений Вильям Шмидт.

 Саква Виктория Игоревна – студент-бакалавр (4 курс) направления подготовки «Государственное и муниципальное управление» (профиль «Этнополитические и государственно-религиозные отношения) Института государственной службы и управления РАНХиГС.

Уважаемая Виктория, благодарю за эту возможность обменяться мнениями по актуальным проблемам и поговорить о роли религии, религиозном факторе – какие из вызовов окажутся для нас, российского и европейского обществ и в целом, в мире, базовыми, а какие второстепенными и незначительными, что будет первостепенным для религиозной сферы в жизни общества, а что для религиоведения. Встретившись в Международный день философии в библиотеке РАНХиГС у «философского камня», мы начали разговор – наши диалоги были приурочены Всемирной неделе гармоничных межрелигиозных отношений и посвящаются актуальным проблемам развития. Отрадно, что и мы – представители постсоветского пространства – входим в это международное пространство диалога, проявляя солидарность с силами доброй воли.

В.Ш.: Уважаемая Виктория Игоревна, если позволите, какой урок и/или вывод из истории нашего Отечества в ХХ в. для Вас может быть главным и какой второстепенный, второго или третьего порядка?

Виктория Саква: С исторической точки зрения, опыт ХХ века показал, что невозможно построить государство социального равенства – непременно будет уклон в сторону тоталитаризма.

С точки зрения психологии война и революции показали, что человеку в жизни необходимы ориентиры и структура; если рушится привычный уклад жизни, то его очень сложно восстановить. Например, в Советском Союзе жизнь каждого человека была разбита на этапы: октябренок, пионер, комсомолец. Каждый человек был частью коллектива/организации, где формировались базовые социальные ценности.

В.Ш.: Виктория Игоревна, а если мы попытаемся определиться с характеристиками (качествами) среды своего бытования, включая и средства (институциональные и политико-правовые), какими мы в этой среде оперируем, было бы интересно, какие противоречия, которые, собственно, и являются двигателем основных трансформаций в обществе – его сознании и на институциональном уровне – в его структурах Вы выделяете? Какой Вы видите динамику социально-политических отношений?

В.С.: Власть денег и политических элит, лоббирование интересов.

Острейшими социальными проблемами на сегодняшний день были и остаются сильное расслоение общества, неравенство в доходах среди его представителей, огромная безработица, кризис семьи, детство без родителей и т. д. Нарастание этих явлений стали одним из существенных факторов обострения социально-политической обстановки в стране. Все вышеназванные особенности российских социально-политических процессов не проходят бесследно.

Перспективой и жизненно важной необходимостью для России сегодня выступают, на мой взгляд, институциональные преобразования в социальной и политической сфере общества, институционализация общественной жизни в целом и укрепление институтов гражданского общества, создание эффективных политических, экономических, юридических и т.д. институтов. Отсюда, например, объективно возрастает значение взаимодействия федеральных, региональных и местных политических институтов власти. В их функционирование вовлекаются различные группы населения, происходит институционализация все более широкого круга политических и социальных интересов людей, а с ними – формирование и развитие гражданско-политической культуры в целом.

В.Ш.: Да – согласен; спасибо. Виктория Игоревна, хотелось бы затронуть деликатную проблему – поговорить о религиозно-философских, мировоззренческих аспектах нашей жизни – что есть «религия». Очевидно, что религия, религиозное мировоззрение в широком смысле – это один из уровней мышления (сознания) наряду с мифологическим (эклектичным) и сциентистским, а о ней, о религии как феномене, рассуждают как о субстанциональном… Но есть ли на деле то, что лежит в основе того, что мы именуем религией, и даже институциализировали?

В.С.: На мой взгляд, в основе религии лежит попытка объяснить необъяснимое.

Понятно, что религиозные организации – это не собственно религия, хотя и элемент религиозной традиции – это в некотором смысле упорядочивание религиозной деятельность и религиозных отношений – их институционализация и системная организация. Другой вопрос – создание общих норм религиозных и межрелигиозных отношений, а с ними и более широких – гражданско-религиозных. Уверена, рано или поздно наше общество придет к формированию наиболее общих правил для этой сферы жизни – можно начать, например, с создания Концепции межрелигиозных и/или гражданско-религиозных отношений.

[В политико-правовой практике существует устоявшийся алгоритм, когда сначала по тому или иному элементу (направлению) правовой политики создается концепция, в которой излагаются концептуальные взгляды и на основе которой позже создается стратегия, включающая уже не только взгляды, идеи и принципы, но и план действий.]

В.Ш.: Как Вы полагаете, почему Российское Государство, довольно щепетильно относясь к регулированию и регламентированию всех и всяких отношений в каждой из сфер жизнедеятельности, за 25 лет новейшей истории имеет лишь один ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» – можно даже сказать, что категорически отказывается иметь государственную политику в сфере общественно-религиозных отношений. И, если возможно, как бы Вы определили ситуацию в религиозной сфере и, в частности, в системе государственно-религиозных отношений у Вас в стране и/или регионе в целом?

В.С.: После снятия запрета на деятельность религиозных организаций образовался вакуум – образовался спрос на духовно-мировоззренческие отношения и их систематизацию. Довольно быстро эта ниша была занята сектантскими организациями. И должно было пройти время, чтобы вернуть людей к исторически-традиционным религиям – вся деятельность государства осуществляется в рамках анализа воздействия религиозных организаций и запрета на нарушение прав человека.

В.Ш.: Уважаемая Виктория Игоревна, если позволите, небольшое уточнение.

Первое: как Вы полагаете, любая ли деятельность человека представляет собой творческий акт, если учесть, что как субъект, так и объект отношений после взаимодействия становятся хоть на немного, но все же иными, чем были до него. Можем ли мы считать себя творцами жизни – что для этого нужно, каким должен быть человек?

И второе: на чем покоится различение и в чем смысл идентификации(й)?

В.С.: Существует такое понятие как «эффект бабочки» – любое действие человека влияет на мир.

Очевидно, что каждый человек осуществляет ежесекундный выбор. Малейший выбор может глобально повлиять на дальнейшую жизнь человека. Каким должен быть человек, зависит от того, чего он желает от жизни. Не существует какого-либо шаблона действий, потому что каждый человек уникален. В этом же различие и смысл идентификаций – в уникальности.

В.Ш.: : Виктория Игоревна, в завершение нашего разговора небольшая просьба, связанная с предтечей этого нашего проекта – собеседованиями у так называемого «философского камня» в Международный день философии: один из наших студентов, как это водится у молодых и жаждущих открытия полноты то ли бытия, то ли Истины, представил 10 вопросов с просьбой ответить на них. Будем рады, Вашему мнению в формате блиц, если позволите.

  1. Какова природа Вселенной?

В.С.: Метафизическая.

  1. Есть ли какое-то Высшее Существо?

В.С.: Для человека – возможно – Бог или Сознание.

  1. Каково место человека во Вселенной?

В.С.: Человек – объект, знающий себя как нетождественное себе (© В.В. Шмидт).

  1. Что такое реальность?

В.С.: Реальность – это совокупность обстоятельств, личных представлений, личного опыта. Реальность – это иллюзия. Реальность – это то, что человек может ощутить данным ему инструментом – телом и сознанием.

  1. Что определяет судьбу каждого человека?

В.С.: Человек – его желания и стремления.

  1. Что такое добро и зло?

В.С.: Антонимы.

  1. Почему наша жизнь такая, какая она есть?

В.С.: см. ответ на вопросы 4 и 5.

  1. Каковы идеальные отношения между личностью и государством?

В.С.: Гармоничные и сбалансированные. В идеале государство должно способствовать развитию личности, а личность способствует укреплению государства.

  1. Что такое любовь?

В.С.: В этом вопросе я согласна с Ошо – он достаточно много рассуждает о любви, о любви к себе [ Osho, The Dhammapada: The Way of the Buddha, Vol. 5, Talk №5].

Касательно рассматриваемого чувства, он изъяснялся в таком ключе – будто оно находится внутри каждого человека. Индивид, по его словам, не способен полюбить другого представителя людской расы, если он не любит самого себя. Это чувство исходит изнутри; и если субъект способен любить самого себя – он сможет поделиться чувством и с другим. Здесь говорится не об эго, а о внутреннем свете, заставляющем открываться любви. Только после принятия самого себя человек может открыться другому.

Моя мама, например, считает, что по-настоящему искренне и бескорыстно может любить только собака…

  1. Что происходит после смерти?

В.С.: С религиозной точки зрения, после смерти жизнь не заканчивается. Она продолжается в другой форме.

В.Ш.: Уважаемая Виктория, благодарю Вас за этот увлекательный разговор и прошу принять наши благопожелания – крепости, вдохновений, изобилующей красками жизни.

Нравится
Поделиться