«Меж» – безусловно, но первичны собственно отношения – национальные и религиозные – им и этой сфере посвящен профессиональный стандарт

Июнь 9, 2017

8 июня 2017 г. в РАНХиГС прошёл Всероссийский круглый стол «Специалист в сфере межнациональных и межрелигиозных отношений: вызовы времени и профессиональный стандарт».

Регламент круглого стола был определен 6 июня 2017 г. на выездном заседании кафедры национальных и федеративных отношений и кафедры государственно-конфессиональных отношений ИГСУ РАНХиГС в Минтруде России совместно с ФАДН России.

За круглым столом собрались представители общественных, религиозных научно-образовательных организаций, органов управления и государственной власти с целью обсудить актуальные проблемы национальных и религиозных отношений в свете разработки профессиональных стандартов.

Модераторами встречи выступили заведующий кафедрой национальных и федеративных отношений ИГСУ РАНХиГС, д-р ист. наук, профессор В.А. Михайлов и профессор кафедры государственно-конфессиональных отношений ИГСУ РАНХиГС, д-р филос. наук В.В. Шмидт, которые озвучили выработанные по результатам межведомственных консультаций предложения:

  • ориентировать разрабатываемый документ на определенность и конкретность описываемых в нем трудовых функций, а не на профессиональные компетенции, которые могут быть различными с учетом видов деятельности в конкретных отраслях хозяйства;
  • принципиальный отказ от несвойственной данному типу и виду документа идеологизации и политизации, которая в целом недопустима в сфере национальных и религиозных отношений, включая уровни их институции;
  • о корректировке наименования разрабатываемого профстандарта на «Специалист в сфере национальных и религиозных отношений» в связи с учетом расширения (конкретизации) перечня сфер трудовой деятельности, соблюдения принципа «рамочности» документа – он должен быть универсальным и отражать специфику предметной области – ее принципиальную полидисциплинарность.

Начиная экспертную дискуссию, директор ИГСУ РАНХиГС д-р юр. наук, профессор И.Н. Барциц отметил, что круглый стол-совещание проводится во исполнение подпункта «г» пункта 2 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета по межнациональным отношениям при Президенте Российской Федерации от 31 октября 2016 г. № Пр-238 и поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Г. Хлопонина от 8 декабря 2016 г. №АХ-П44-7462, в соответствии с которым ФАДН России и Минтруду России поручено обеспечить утверждение профессионального стандарта специалиста в сфере межнациональных и межрелигиозных отношений. Проф. И.Н. Барциц также напомнил, что Президентская академия является головной организацией-разработчиком данного профессионального стандарта.

 

Анонсы и новости


Заместитель начальника Управления по укреплению общенационального единства и профилактике экстремизма на национальной и религиозной почве ФАДН России А.Н. Ненашев обратил внимание на роль головной организации-разработчика в ведущейся с 2014 года работе по подготовке профессионального стандарта, давно назревшую необходимость и актуальность подготовки специалистов в профильной для агентства сфере деятельности и в целом для гармонизации национальных и межрелигиозных отношений между обществом и государством. По его мнению, разработка и утверждение профстандарта создает дополнительный потенциал развития не только в национально-государственном строительстве, но и всех смежных областях.

Представитель Минтруда России директор Дирекции по профессиональным стандартам НИИ труда и социального страхования Минтруда России О.М. Зайцева отметила необходимость координации усилий госорганов, научной среды и институтов гражданского общества в процессе разработки, обсуждения и принятия профстандарта. Необходимым условием утверждения профстандарта Минтрудом России, по ее мнению, является соответствие проекта профстандарта действующим положениям законодательства, а главное – его ориентированность на сферу трудовых отношений.

В.А. Михайлов затронул принципиальный вопрос – о востребованности профессионалов в сфере национальных и религиозных отношений, запросах работодателей на специалистов этой сферы. Профессор напомнил слова Президента России, произнесенные на заседании Совета по межнациональным отношениям при Президенте Российской Федерации от 31 октября 2016 г. в Астрахани, и поделился своими взглядами на необходимость качественной подготовки кадров для данной сферы, а также сообщил о консолидированном мнении – о необходимости увеличения количества специалистов в сфере этнополитики и религиоведения, высказанном на прошедшем в Госдуме ФС РФ 7 июня круглом столе «Роль общественных объединений в укреплении межнационального и межрелигиозного мира и согласия в Российской Федерации».

А.Н. Ненашев обратил внимание участников круглого стола на отраслевой запрос по специалистам в сфере национальных отношений, включая государственно-управленческий и муниципальный сектор. Так, по данным ФАДН России только в системе государственной службы на федеральном и региональном уровнях трудится более тысячи должностных лиц, в служебных регламентах которых прямо указана реализация государственной национальной политики. С учетом учреждений и организаций из смежных отраслей, профильных общественных объединений и органов управления муниципального уровня востребованность в квалифицированных специалистах на порядок выше. Если посмотреть на данный вопрос шире, то профессиональные знания, умения и навыки в нашей многонациональной стране чрезвычайно важны для каждого, кто по роду своей деятельности связан с решением вопросов, чувствительных для реализации государственной национальной политики. В частности руководитель ФАДН России И.В. Баринов после утверждения государственной программы «Реализация государственной национальной политики» обратил внимание на тот факт, что ее соисполнителями являются шесть федеральных органов исполнительной власти, Управление делами Президента Российской Федерации и два вуза – Московский государственный университет и Санкт-Петербургский государственный университет. Уже сегодня стратегию государственной национальной политики реализуют 19 федеральных органов исполнительной власти.

Руководитель Департамента образования, науки и культуры Духовного управления мусульман Российской Федерации Ш.Р. Кашаф, как и руководитель Учебно-методического управления Общецерковной аспирантуры и докторантуры свв. Кирилла и Мефодия А.В. Гусев сообщили о заинтересованности религиозных организаций в специалистах данной сферы. От имени Ассамблеи народов России о высокой заинтересованности в скорейшем утверждении профстандарта сказал заместитель Председателя Совета Ассамблеи Н.Н. Абдуганиев.

Отмечая особенности разработки профстандарта, участники круглого стола пришли к консенсусу относительно основной цели вида профессиональной деятельности, которая определяется данным профстандартом так: «организация (координация, гармонизация, сопровождение) национальных (межэтнических) и религиозных отношений в целях сохранения и развития этнокультурного многообразия народов России, обеспечения гражданского единства и согласия, включая социальную и культурную адаптацию и интеграция мигрантов, укрепления российской гражданской идентичности и развития гражданской культуры».

Подводя итоги круглого стола и в целом завершения работы над проектом Профессионального стандарта «Специалист в сфере национальных и религиозных отношений», проф. В.В. Шмидт отметил высокую продуктивность дискуссии на всех этапах работы над Стандартом и поблагодарил заинтересованные стороны в слаженной работе.

* * *

«Специалист в сфере национальных и религиозных отношений» кто это и зачем?

 – Какими Вы видите перспективы развития сферы межнациональных и межрелигиозных отношений в связи с возможным принятием профстандарта «Специалист в сфере национальных и религиозных отношений»?

Руководитель Центра социокультурного анализа Института стратегических исследований Республики Башкортостан Юсупов Юлдаш Мухамматович:

Принятие профстандарта давно назрело. И мы видим, что это очень важно, как для всей России, так и национальных регионов. Вопросы, связанные с развитием гражданской идентичности, патриотизма, интеграции мигрантов, безусловно, важны и для Республики Башкортостан, которую я представляю на этом мероприятии. В Башкирском государственном педагогическом университете есть серьёзные наработки по данной проблеме: например, в прошлом году мы реализовали программу для председателей и секретарей комиссий по государственно-религиозным отношениям для всех муниципалитетов Республики; большая работа проделана в научно-исследовательской и практической работе по адаптации мигрантов. Принятие профстандарта позволит всю эту начатую работу институциализировать и оформить в определённую систему. Безусловно, принятие данного Стандарта воспримем крайне положительно.

Руководитель Департамента образования, науки и культуры Централизованной религиозной организации Духовное управление мусульман Российской Федерации; член экспертной группы при Межрелигиозном совете России по теологическому образованию Кашаф Шамиль Равильевич:

Предполагается, что профессиональные специалисты в сфере межнациональных и межрелигиозных отношений должны будут организовывать, координировать и сопровождать межнациональные (межэтнические), межрелигиозные и межконфессиональные отношения в целях развития этнокультурного и религиозного разнообразия народов России, обеспечения гражданского единства и согласия, укрепления российской гражданской идентичности, включая социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов, развитие гражданской культуры в обществе.

С таким подходом разработчиков, и особенно в части сохранения и развития традиции религиозного многообразия, представленного в России, а в трудах отечественных мусульманских богословов фундируемого гуманистической и плюралистичной установкой Священного Писания в отношении представителей авраамической традиции, а также идеей о всеохватности божественной милости, готовы согласиться представители духовного лидера российских мусульман муфтия шейха Равиля Гайнутдина. Отвечая на вопрос ведущих круглого стола о востребованности в муфтиятах  и, шире, – в российской мусульманской умме будущих профессионалов в сфере межнациональных и межрелигиозных отношений, я подтвердил наличие определенной потребности в такого рода специалистах в централизованных мусульманских религиозных организациях.

Собственно, могу исходить из своего личного опыта. Так, несколько лет тому назад руководство ДУМ РФ пригласило меня, специалиста по коммуникационным технологиям и сотрудника Президентской академии, именно для целей профессионального обеспечения взаимодействия муфтията с органами государственной власти, общественными организациями и религиозными объединениями.

Выражаю надежду, что тот острый кадровый дефицит в специалистах в сфере межрелигиозных отношений, который можно наблюдать в централизованных мусульманских религиозных организациях практически во всех субъектах Российской Федерации, возможно, удастся снизить, организовав обучение будущих специалистов в лучших вузах страны. Так, как это уже делается в рамках федеральной программы подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама, реализуемой Министерством образования и науки Российской Федерации и при участии ФАДН России на базе классических университетов – МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУи Казанского федерального университета, Пятигорского государственного университета, Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллысовместно с Московским исламским институтом и другими исламскими образовательными организациями (на совещании в РАНХиГС вузы-партнеры представляли директор Межведомственного научно-исследовательского центра развития мусульманского образования БГПУ им. М. Акмуллы Д.М. Абдрахманов и декан очного отделения МИИ Г.Ю. Хабибуллина).

Мы также связываем свои надежды на то, что принятие профстандарта будет служить интересам всех традиционных мировых религий, распространенных в российском обществе, а не только одной исторически доминирующей и представляющей большинство населения страны конфессии. Важно, чтобы образовательный процесс обучения специфике межнациональных и межрелигиозных отношений учитывал как общенациональные гражданские ценности, так инациональные и этнические духовные традиции.

 – Одним из самых обсуждаемых в академических и политических кругах вопросов, связанных с разработкой профстандарта «Специалист в сфере межнациональных и межрелигиозных отношений» – это вопрос о целесообразности и необходимости его принятия. Как Вы считаете, нужны ли современному рынку труда специалисты в указанной сфере?

Директор Центра этнополитических исследований, профессор кафедры креативно-инновационного управления и права Пятигорского государственного университета Майя Арташесовна Аствацатурова:

Вопрос довольно банальный, но в то же время сложный. Понятно, что межэтнические, межрелигиозные, государственно-религиозные отношения – это вся совокупность важнейших социально-политических процессов. Сейчас всем очевидно, что этими процессами необходимо управлять – управлять не народами и религиями, а организовывать их отношения, поскольку вопросы национальной и религиозной жизни были, есть и будут; решить их полностью невозможно, но и оставлять их без внимания нельзя. Это один момент. Второй момент: сегодня происходит явная геополитизация межэтнических и межрелигиозных, межконфессиональных отношений, что связано с внешнеполитическими факторами международных отношений и в этом смысле не случайно, что наш Президент говорит об надэтническом единстве, национальном единстве – гражданском единстве. Не секрет, что некие этнические репрезентации, проекции религии в светские отношения вызывают серьёзные озабоченности. В связи с этим специалисты в сфере национальных и религиозных отношений нужны. Важно, чтобы они обладали определённой суммой профессиональных знаний и навыков, интеллектом и культурой – широким кругозором.

Вместе с тем, есть проблемы, о которых мы уже много говорили. Дело в том, что в системе и структуре органов государственной исполнительной власти все сотрудники должны иметь образование в сфере государственного и муниципального управления в соответствии с законом о государственной службе, а это значит, что надо думать, как будут формироваться компетенции у специалистов, вовлеченных в сферу межнациональных и межрелигиозных отношений. Если говорить о структуре местного самоуправления, то там вообще нет штатных единиц, которые целевым образом могут заниматься вопросами этой сферы. Поэтому надо думать, чтобы на уровне местного самоуправления, на уровне администраций были введены не просто заместители глав администраций по социальным вопросам, на которых сейчас возлагаются все эти функции, а отдельные штатные единицы для работы в этой сфере.

Заведующий кафедрой кафедра теологии Московского государственного лингвистического университета протоиерей Лев Семенов:

Это исключительно важное полезное и необходимое для общества, для Церкви и для каждого россиянина дело. Буквально вчера в Президент-Отеле проходила научно-практическая конференция, организованная Российской ассоциацией защиты религиозной свободы при поддержке Совета при Президенте РФ по взаимодействию с религиозными объединениями. Это конференция была посвящена 20-летию принятия действующего федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» и фактически рассматривала вопросы не только законотворчества, но и правоприменительной практики в современных условиях. Очевидно, что задача достижения мира и согласия в российском обществе не может быть решена без нивелирования любых конфликтных ситуаций. Если на федеральном уровне власть, общество и Церковь находят полное взаимопонимание, то, спускаясь на региональный уровень, порой возникают некоторое недопонимание, порождающее конфликты. Ввиду данного, вопрос просвещения, образования государственных и муниципальных служащих является исключительно важным.

– На какие положительные и отрицательные результаты рассчитывают Церковь и верующие в связи с возможным утверждением профессионального стандарта «Специалист в сфере национальных и религиозных отношений»?

– Знаете, я бы отличался завышенным самомнением, если бы сейчас заявлял нечто категорично от лица Церкви, но моё понимание состоит в том, что я не вижу возможных негативных последствий. Для регулирования сферы государственно-церковных отношений это принесёт лишь пользу во имя главной цели – сплочения российского общества, выработки общегражданской идентичности вне зависимости от их национальности или религиозной принадлежности.

– Какие проблемы разработки профстандарта и какие результаты можно ожидать в процессе применения?

Доцент департамента международных отношений факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Суздальцев Андрей Иванович:

Никаких перспективных результатов не вижу. Если мы на каждую проблему будем создавать должности и профстандарты, то их будут миллионы. Есть практические проблемы в том числе и межнациональных, и межрелигиозных, этнорелигиозных отношений, но в чистом виде их нет – в них преломляется целый комплекс проблем социальных, экономических, политических и т.д. Всё основные проблемы в этой сфере, на наш взгляд, решаются инструментами политтехнологий. В таком формате мы просто создаём условия для дальнейшей бюрократизации, в том числе в государственном управлении.

– Каковы перспективы подготовки специалистов в сфере государственной национальной политики?

Заместитель начальника Управления по укреплению общенационального единства и профилактике экстремизма на национальной и религиозной почве ФАДН России Александр Николаевич Ненашев:

В докладе об итогах работы ФАДН России за 2016 и задачах на 2017 г. в разделе задачи ФАДН России указано: активизировать работу по подготовке кадров в сфере государственной национальной политики.

ФАДН России неоднократно обращал внимание на важность решения проблемы подготовки и переподготовки кадров, видя в этом одно из важнейших условий для достижения высокого уровня взаимодействия между всеми субъектами реализации государственной национальной политики.

Во время работы с органами власти, образовательными организациями и институтами гражданского общества в различных субъектах Российской Федерации и во всех звеньях реализации государственной национальной политики пришлось неоднократно убеждаться, что помимо желания видеть нашу многонациональную страну сильной и единой очень важны глубокие знания и устойчивые навыки, помогающие на современном уровне принять верные решения с учетом региональных особенностей и конкретных ситуаций.

– Какова роль Министерства труда и социальной защиты в разработке и принятии профстандартов?

Директор Дирекции по профессиональным стандартам НИИ труда и социального страхования Минтруда России Зайцева Ольга Михайловна:

Министерство труда и социального страхования не разрабатывает ни один стандарт. Нашему ведомству в этом процессе отведена роль координатора – мы координируем и организуем этот сложный процесс; однако Минтруд, к сожалению, за всё отвечает, т.к. наш министр подписывает данный документ.

Сегодня существует много сложностей применения профстандарта. Нам нужно научиться применять профстандарты, чтобы учесть те новые веяния в развитии нашего общества, нашей экономики, чтобы выпускать качественных, подготовленных специалистов, чтобы, используя профстандрты, разрабатывать новые эффективные методы организации трудовой деятельности. Профстандарт – это документ для различных организаций, он должен быть общим ориентиром для них. Применение профстандартов – это сложный процесс: как во всяком новом деле есть много трудностей, так и здесь – это своего рода вызов, качественный вызов. Многие организации уже сейчас внедряют в своей работе профстандарты, это систематизирует их работу. Поэтому разработка, принятие и применение профстандартов, и, в частности, профстандарта «Специалист в сфере национальных и религиозных отношений» – это сложный, но нужный процесс. Подчеркну: Минтруд в этом процессе только координирует и организует.

– По Вашему мнению, является ли актуальным разработка, принятие и применение профстандарта «Специалист в сфере национальных и религиозных отношений»?

– Этот стандарт не просто так стали разрабатывать. Но этот вопрос, скорее, к этнополитологам и религиоведам. Минтруд не даёт установку разработать тот или иной профстандарт; наоборот – министерства и ведомства дают в Минтруд предложения, что им нужно разработать, что им не хватает; Минтруд сам по себе не может этого знать, функции Минтруда в процессе разработки профстандарта минимальны и носят, скорее, методологический характер.

 – Какие проблемы разработки и перспективы применения открываются перед институтами гражданским общества в связи с принятием профстандартов и в контексте необходимой модернизации национальной политики России?

Заместитель Председателя Совета Ассамблеи народов России Абдуганиев Низиржон Насибжонович:

Действительно, проект очень актуальный. Тем более, для нашей многонациональной страны. То, что мы сегодня обсудили этот вопрос в свете взаимодействия научных, культурных автономий, религиозных и общественных организаций – это было крайне продуктивно. Я уверен, что те задачи, которые мы сегодня решили, найдут свое отражение в проекте профстандарта «Специалист в сфере национальных и религиозных отношений». Убеждён, что та конструктивная и плодотворная дискуссия, которая вот уже более двух лет ведется по проекту этого профстандарта, уже совсем скоро увенчается выходом его в свет.

– Один из наших коллег сегодня высказал тезис, что «конституирование» узкого специалиста в сфере национальных и религиозных отношений – это просто ещё один повод расширить бюрократический аппарат нашей страны. Согласны ли Вы с этим?

– Я абсолютно не согласен с этим тезисом: мы живём в настоящем и у нас очень много традиций, живых традиций, они преумножаются; при этом определённые жизненные ситуации заставляют нас быть очень внимательными, опираться на широкий круг компетенций в этой сфере, что делает этот проект крайне важным и нужным.

Президентская академия является ответственной организацией-разработчиком профстандарта «Специалист в сфере национальных и религиозных отношений». По Вашему мнению, насколько актуальной и востребованной является разработка данного стандарта?

Заместитель директора Института государственной службы и управления РАНХиГС Корчагин Руслан Николаевич:

Да, действительно, РАНХиГС является ответственной организацией-разработчиком данного профессионального стандарта. Мы разрабатываем профстандарт во исполнении перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета по межнациональным отношениям при Президенте Российской Федерации. Нам важно сейчас точно прояснить определённую специфику этого вида профессиональной деятельности. Я тоже удивился, когда узнал о разработке данного стандарта, и понимаю проблематику сферы национально-межнациональных и религиозно-межрелигиозных отношений. Эти проблемы крайне актуальны. Сейчас у нас есть масса примеров ситуаций, когда необходим набор компетенций (умений, знаний, навыков) в решении противоречий на национальной и религиозной почве. Это обусловливает необходимость наличия лиц с достаточным уровнем компетенций для выполнения данного вида деятельности, причём которые не просто умеют, а обязаны, т.е. имеют соответствующую профессию и должностную инструкцию или регламент, предписывающий обязанность действовать. Под соответствующую профессию разрабатывается профстандарт, который далее ложится в основу должностной инструкции или должностного регламента, в которых чётко указываются права и обязанности человека-гражданина-профессионала. В случае со спецификой отрасли(ей) и особой важностью сферы национальных и религиозных отношений, разработка профстандарта специалиста в этой сфере сегодня актуальна. Также замечу, наша Академия имеет не только специальные подразделения, давно работающие в данной сфере как профильные кафедра национальных и федеративных отношений и кафедра государственно-конфессиональных отношений, но мы также реализует и ряд специализированных образовательных программ в данных сферах.

Профессор кафедры государственно-конфессиональных отношений, кафедры национальных и федеративных отношений ИГСУ РАНХиГС; член Комиссии по вопросам совершенствования законодательства и правоприменительной практики Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям;  д-р филос. наук Шмидт Вильям Владимирович:

Мир активно меняется – появляются не только новые технологии, но и новая реальность, притом усложненная, сложно структурированная. Человек не только вырастает в культуре, вырастает из культуры, но и творит ее. Каждый человек, каждый из нас, задумывается о порядках вещей в этом мире – с чем-то соглашается, что-то приветствует и радуется, а что-то отвергает и чему-то противостоит. Мы творим свою жизнь – ее реальности, и это значит, что мы действуем одновременно и экстенсивно, и интенсивно – грамотно, расчетливо, с умом или по наитию, по старинке. Какие и где применять технологии, методы, приемы и средства – это непростой вопрос, особенно, если учитывать специфику наших сфер – национальных и религиозных отношений, этнокультуры и этнополитики, в целом – «производства жизни», с её табу и невыразимостями, её деликатностями и тонкой ритуализацией, её протоколами и регламентами, etc., etc., etc. Но можно ли этим владеть — это знать и учитывать? – Безусловно, категорическое – да, поскольку незнание этого в лучшем случае приводит к общественно-политической и культурной деградации, ну а затем – варваризации, разорению и самоуничтожению.

Почему говорю о технологиях и интенсификации процессов? Почему государство напоминает обществу о важности регламентирования сфер жизнедеятельности, выдвигает требование стандартизации? – Лишь потому, что мир в целом активно обновляется, и нам нужно обеспечить не только его, но и свою, безопасность, обеспечить устойчивость и стабильность теми способами и средствами, которые доступны и понятны не только сегодня, но и уже открывающегося завтра. Полагаю, этот Стандарт не только сделает более понятной / очевидной сферу этих уникальных, базовых для культуры и человека, «отношений», но и конкретизирует ее в ряду иных не менее уникальных сфер жизнедеятельности человека-общества – сделает ее более близкой – менее мифологичной в восприятии большинства, менее «туманной» и невыразимо-неизяснимой…

Нравится
Поделиться