Интервью с Кириллом Буханцевым: «Рано или поздно, но будет сделано очередное усилие в достижении гармонии светской и духовных властей»

Июнь 21, 2017

«Рано или поздно, но будет сделано очередное усилие в достижении гармонии светской и духовных властей» – интервью с Кириллом Буханцевым провел профессор кафедры государственно-конфессиональных отношений Вильям Шмидт.

Буханцев Кирилл – студент-бакалавр (4 курс) направления подготовки «Государственное и муниципальное управление» (профиль «Этнополитические и государственно-религиозные отношения») Института государственной службы и управления РАНХиГС.

Уважаемый Кирилл, благодарю за согласие обменяться мнениями по актуальным проблемам и поговорить о роли религии, религиозном факторе – какие из вызовов окажутся для нас, российского и европейского обществ и в целом, в мире, базовыми, а какие второстепенными и незначительными, что будет первостепенным для религиозной сферы в жизни общества, а что для религиоведения.

Встретившись в Международный день философии в библиотеке РАНХиГС у «философского камня», мы начали разговор, и вот уже завершается очередной учебный год – сегодня вы преодолели последний этап первой профессиональной государственной аттестации. Мои поздравления и приветствия новоиспеченному специалисту в области этнополитики!

К.Б.: Спасибо. Да, время пролетело очень быстро. Я с удовольствием отвечу на Ваши вопросы.

В.Ш.: В последнее время можно услышать много различных обеспокоенностей и даже толков в связи со 100-летием Социалистической революции. Мы уже более 25 лет живем в новой формационной реальности, но наш уклад жизни, наши установки мало изменились – наша социальность при всей ее технологизации и качественном росте скатывается в воспроизводство «совкового гражданина» и вульгарной феодализации. Как Вы полагаете, мы имеем более-менее четкое представление о том, в каких условиях, в какой реальности мы находимся и каким понятийно-категориальным аппаратом оперируем, чтобы это адекватно понять? Что это такое национальное общество/государство в его само-ощущении/-идентификации, политико-правовой декларации и каковы его базовые параметры и характеристики?

К.Б.: Реформирование Российского государства – одно из уникальных явлений современности, так как происходит процесс смены не только политического курса или методов управления обществом, но практически всех элементов и структур государственности. Эта трансформация в части соотношения «идентификации» государственности и национальных интересов, на мой взгляд, является задачей будущего – трудно переоценить значение перемен, но и оценивать не так уж легко… Любые перемены «вдохновляются» тем новым, что признается важным, решающим для подобного развития. Новые идеи и представления формируют модель, реализуемую в ходе социально-политического прогресса. При этом важно, что любая модель развития с неизбежностью накладывается на фактическую реальность, характерную для государства и общества здесь и сейчас. (Существенно, что понятие «реального» не тождественно понятию «наличного», т.е. того, что существует здесь и сейчас. Все, что происходило в прошлом российского общества и государства, в разной степени входит в реальную ткань истории, которая продолжается и сегодня: «Прошлое тускнеет, теряется в исторической дали, но никогда не прощается с нами навсегда».)

В.Ш.: Уважаемый Кирилл, если позволишь – частный, уточняющий вопрос: какой урок и/или вывод из истории нашего Отечества в ХХ в. для тебя может быть главным и какой второстепенный, второго или третьего порядка?

К.Б.: В прошедшем столетии нашей истории много неоднозначных событий – много противоречивого, трагичного и печального. Минувший век действительно требует глубокого и вдумчивого осмысления: революции 1917 г., несомненно, является одним из важнейших событий ХХ века.

Существует множество взглядов и оценок русского кризиса начала прошлого столетия, но нельзя не признать, что попытка построения на земле нового, справедливого общества кардинально изменила пути исторического развития не только России, но и мира в целом.

Вторая мировая война, разработка и применение ядерного оружия, крушение тоталитарных режимов, технологический прорыв во всех областях науки и промышленности, переход практически всех стран мира на рыночную экономику – это тоже важнейшие события XX в., которые стали результатом коренных, фундаментальных процессов в природе человека / общества, о которых почему-то мало говорят. Для будущих поколений, благодаря этим событиям, сформирована база, фундамент для дальнейшего развития.

События XX в. позволяют также понять, что военный метод решения проблем в мире не самый правильный и ведет, в конечном счете, к краху государств, обществ.

Скачкообразное развитие промышленности и экономики также относятся к важным событиям XX в., так как среди всех изменений, которые произошли в прошлом веке, именно они привели мир к современному состоянию.

Так что события XX века – это пролог к нашему будущему, будущему в текущем столетии. Сейчас, на мой взгляд, важно понять, что начинается новая эра в жизни человечества – нужно научиться прислушиваться к новым темам истории, улавливать и поддерживать ростки будущего. У каждого времени свои ценности, заботы и тревоги, свои пророки и герои и, как заметил А. Бенкендорф, «…прошлое России было удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается ее будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение»…

В.Ш.: Согласен, но если мы попытаемся определиться с характеристиками (качествами) среды своего бытования, включая и средства (институциональные и политико-правовые), какими мы в этой среде оперируем, было бы интересно, какие противоречия, которые, собственно, и являются двигателем основных трансформаций в обществе – его сознании и на институциональном уровне – в его структурах Вы выделяете? Какой Вы видите динамику социально-политических отношений и почему все более и более слышны оценки архаизации российского то ли массового сознания, то ли общества?

К.Б.: Мы двигаемся вперед и это однозначно. Может не так быстро как нам хочется, и все же:

  • произошло укрепление и повышение эффективности институтов гражданского общества;
  • пусть медленно, но идет модернизация общественной жизни и её различных сфер (образование, здравоохранение, наука и т.д.);
  • появились зачатки «среднего класса» как главной социальной опоры государств;
  • набирает обороты глобализация и регионализация социально-политических процессов в России.

Как бы то ни было – сколько бы не высказывалось опасений и острой критики, происходящие в настоящее время социально-политические процессы формируют магистральный путь России, её развитие на длительную перспективу.

В.Ш.: Что сказать – впечатляющий оптимизм! Тогда, в контексте означенных проблем, какие место и роль можно отвести профессиональным сообществам – объединениям, ассоциациям – какие главные и частные задачи могут стоять перед ними как на уровне страны, так и в региональном разрезе?

К.Б.: Наше государство многонационально, в нем априори существует национальный вопрос, да и религиозный фактор играет весьма весомую роль. Современное состояние религий, государственно-церковные отношения – это те вопросы, проблемы, которые влияют на социальную жизнь каждого из нас, а потому требуют дальнейшего исследования и осмысления. Думается, что основная деятельность общественных организаций у нас еще долгое время будет плотно увязана с политико-идеологическими процессами, с деятельностью, направленной на укрепление единства и духовной общности многонационального народа Российской Федерации, сохранения и развития их этнокультурного многообразия, терпимости и взаимного уважения, в том числе, а может и в первую очередь, с вопросами свободы совести и свободы вероисповедания.

В.Ш.: Интересный взгляд, спасибо. Если позволишь, хотел бы затронуть деликатную проблему – поговорить о религиозно-философских, мировоззренческих аспектах нашей жизни – что есть «религия». Очевидно, что религия, религиозное мировоззрение в широком смысле – это один из уровней мышления (сознания) наряду с мифологическим (эклектичным) и сциентистским, а о ней, о религии как феномене, рассуждают как о субстанциональном… Но есть ли на деле то, что лежит в основе того, что мы именуем религией, и даже институциализировали?

К.Б.: Религия для меня – это способ познания мира, его основ и места меня (человека) в этом мире. Помимо интенций к саморазвитию, религия – это вечный путь для познания и совершенствования, поскольку она дает мне пищу для ума. Об этом можно много говорить, но что меня точно привлекает в религии – это неизменное стремление бороться за Человека и Человечность, за Веру и Красоту, за христианскую Любовь к людям, ибо только Любовь, Доброта и Милосердие спасут нас от убогости – духовной нищеты. Припоминаю из курса средней школы – прозаик Е. Левшов писал: «…Кто честнее, добрее, сердечней… тот богаче, красивей, умнее. У того больше жизненных возможностей…» Я разделяю эту философию, поскольку в этой жизни хочу многого добиться и многое успеть!

В.Ш.: Будем надеяться, что эта твоя пылкость и романтизм будут свойственны тебе очень и очень долго. Кирилл, как ты полагаешь, почему Российское Государство, довольно щепетильно относясь к регулированию и регламентированию всех и всяких отношений в каждой из сфер жизнедеятельности, за 25 лет новейшей истории имеет лишь один ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» – можно даже сказать, что категорически отказывается иметь государственную политику в сфере общественно-религиозных отношений. И, если возможно, как бы Вы определили ситуацию в религиозной сфере и, в частности, в системе государственно-религиозных отношений у Вас в стране и/или регионе в целом?

К.Б.: Анализ современных подходов к вопросу государственно-религиозных отношений показывает, что проблема политико-идеологического, «духовного», взаимодействия государства и религиозных объединений действительно существует, и она требует не только научной, но практической обоснованности. Мое видение государственной политики будущего состоит в том, что религия будет играть важную роль регулятора, прежде всего в социальной, духовно-нравственной сферах жизни нашего общества. Наша страна имеет достаточно богатый духовный и правовой опыт, чтобы юридически оформить партнерство государства и религиозных организаций – рано или поздно, но будет сделано очередное усилие в достижении гармонии светской и духовных властей.

В.Ш.: Уважаемый Кирилл, если позволишь, небольшое уточнение. Первое: как Вы полагаете, любая ли деятельность человека представляет собой творческий акт, если учесть, что как субъект, так и объект отношений после взаимодействия становятся хоть на немного, но все же иными, чем были до него. Можем ли мы считать себя творцами жизни – что для этого нужно, каким должен быть человек? И второе: на чем покоится различение и в чем смысл идентификации(й)?

К.Б.: Мы знаем, что в каждом из нас есть частица Бога, а Он – творец жизни! Не все дела человека творческий акт, но если мы — творение Божье, а Богу все возможно, то значит и человеку многое возможно, когда он с верой в успех творит свои дела. Идентифицируясь, человек определяет себя в сравнении с определенностями других – принимает/отвергает ценности других и соответствующим образом формирует себя или создает свой собственный образ, которому затем и пытается следовать. Так приобретаются личностные черты и черты характера, соотносимые с качествами других, – формируются контакты, налаживаются отношения, складываются традиции и культуры. Смысл идентификации в самом широком понимании – обнаружить себя в обществе, в его самых разных структурах, ввести себя в соответствующий коллектив, культуру в рамках которых человек и приобретает свою значимость.

В.Ш.: Уважаемый Кирилл, в завершение нашего разговора небольшая просьба, связанная с предтечей этого нашего проекта – собеседованиями у так называемого «философского камня» в Международный день философии: один из наших студентов, как это водится у молодых и жаждущих открытия полноты то ли бытия, то ли Истины, представил 10 вопросов с просьбой ответить на них. Будем рады, Вашему мнению в формате блиц, если позволите:

  1. Какова природа Вселенной?

К.Б.: Никакая религия, философия, наука или школа мысли не может объяснить систему Мироздания и природу Вселенной, так как все в этом мире постоянно меняется и эволюционирует. Думаю, во Вселенной первична не её природа, а её душа – она необъяснима, но ее мы все же чувствуем…

  1. Есть ли какое-то Высшее Существо?

К.Б.: Да, есть: в физическом плане – разум, в человеческом – душа.

  1. Каково место человека во Вселенной?

К.Б.: Место каждого во Вселенной зависит только от него самого. Захочет – будет всем (редкий случай), захочет – ничем (печальный выбор большинства).

  1. Что такое реальность?

К.Б.: Это то, во что мы верим.

  1. Что определяет судьбу каждого человека?

К.Б.: Начало наших судеб – в детстве, всё оттуда.

  1. Что такое добро и зло?

К.Б.: В мире людей, мне кажется, не существует добра и зла в чистом виде. Даже добрейший и честнейший человек может по недоразумению или в порыве гнева совершить какую-нибудь низость, а потом всю жизнь об этом сожалеть. Но ведь и плохие люди (иногда) тоже совершают хорошие поступки, к сожалению, радея лишь о собственном благе. Зло обретает счастье за счет других, добро – одаривает им всех.

  1. Почему наша жизнь такая, какая она есть?

К.Б.: Потому что это – наша жизнь!

  1. Каковы идеальные отношения между личностью и государством?

К.Б.: Личность должна иметь возможность беспрепятственно развивать способности, удовлетворять права, свободы и законные интересы, а государство получало бы признание и поддержку своей деятельности со стороны личности, выполняющей свои обязанности и несущей ответственность за их невыполнение.

  1. Что такое любовь?

К.Б.: В любви всего мало: она обладает счастьем, а хочет рая; обладает раем – хочет неба. О любящие! Все это и есть любовь. Сумейте только найти ее.

  1. Что происходит после смерти?

К.Б.: Смерть – это всего лишь переход из одной жизни в другую.

 

В.Ш.: Уважаемый Кирилл, благодарю. Прошу принять наши благопожелания: сегодня последний бакалаврский экзамен, но за ним – далеко не «бакалаврская» жизнь – дерзновений и вдохновений!

К.Б.: Спасибо, уважаемый Вильям Владимирович; был рад поделиться своими мыслями.

 

Анонсы и новости


ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ ИГСУ РАНХиГС (ОНЛАЙН)

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ ИГСУ РАНХиГС (ОНЛАЙН)

Институт государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС приглашает на День открытых дверей в онлайн-формате.

В программе мероприятия презентация образовательных программ БАКАЛАВРИАТА и МАГИСТРАТУРЫ.

You have Successfully Subscribed!

Нравится
Поделиться