Всемирному дню Философии – 2017 посвящается: российский национальный контекст

Ноябрь 16, 2017

О СОВРЕМЕННОМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ

Тахохов Борис Александрович

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова»

Современные социально-экономические реформы значительно изменяют все стороны жизни общества, в том числе и систему образования, повышают интерес к ее социальному и духовному назначению. Это связано с тем, что вместе с определенными позитивными результатами выявляются нежелательные тенденции, искажающие нравственное сознание населения, особенно молодежи, которая в этих условиях довольно часто обнаруживает гражданскую и волевую незрелость, инфантильность, размытость и неопределенность мировоззренческих основ. В условиях, когда мерилом полноценной жизни становятся успех, богатство, деньги и сопутствующие им качества: нескромность, когнитивная и поведенческая распущенность, несдержанность, желание прославиться любой ценой, молодой человек нередко попадает в пустоту и ощущает бесцельность своего существования. В связи с этим вспоминаются строки лауреата Нобелевской премии по литературе Б.Пастернака: «…позорно, ничего не знача, быть притчей на устах у всех».

В этом контексте именно духовно-нравственное воспитание является ведущим звеном, сердцевиной развития учащихся. Отечественный философ И.А. Ильин так сказал по этому поводу: «Образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков; оно вооружает противодуховные силы; оно развязывает и поощряет в человеке «волка» [Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1992. – с. 309].

По мнению Святейшего Патриарха Кирилла, «…школьное образование призвано не только обеспечивать трансляцию научных знаний и представлений новым поколениям, но и формировать ценностные идеалы и ориентиры, утверждать в сознании и думах учеников базовые мировоззренческие понятия с учетом нашего исторического опыта и отечественной культурной традиции, складывавшейся на протяжении многих веков… В эпоху массового потребления значение исторической памяти обесценивается, ее пути с нашей индивидуальной памятью, с памятью нашего сердца все более расходятся. Знания о прошлом, не согретые личным отношением становятся информационным шумом» [Патриарх Кирилл. О духовности образования // Педагогика, 2010. – № 3. С. 4 (3–12)].

Говоря о духовно-нравственном воспитании, следует подчеркнуть, что между религиозной и светской духовностью нет никакого противоречия, в воспитании подрастающего поколения они являются союзниками, и каждая из них реализует собственные педагогические возможности и ресурсы. Важно отметить, что духовность и нравственность немыслимы друг без друга и, стремясь воспитать гражданина, патриота, государство и церковь не могут не сотрудничать.

Мы солидарны с православным педагогом А.Е Лихачевым: «Русская духовность имеет свои характерные черты, которые свойственны людям независимо от их сознательной позиции в отношении к религии или Церкви: эстетическое отношение к миру, стремление к красоте и гармонии во всем; разумность всех жизненных проявлений, единство слова и дела, доброго расположения сердца и поступков; жизненная установка на самопожертвование, идеал жизни как служение Богу, Отечеству, ближним» [Лихачев А.Е. Воспитание и духовность // Педагогика, 2001. – № 3. – С. 41].

Духовность возвышает человека над обыденностью, открывая путь к внутренней свободе, так как направлена на высшие ценности, придающие человеческой жизни, деятельности, мировоззрению, культуре особое измерение, поднимающее над бытийностью и повседневностью. Как отмечал Н.А. Бердяев, человек есть «многоэтажное и многоплановое существо», в котором природное, социальное, культурное начала органически соединены с потенциалом активности, приобретающей определенную направленность в зависимости от духовности и нравственности личности.

Нравственность – это благие мысли, чувства, дела, речевая деятельность, которыми человек соотносит себя с действительностью, некий объем индивидуальных ценностно-смысловых установок и личностных свойств, составляющих внутренний психологический ресурс устойчивости человека против любых проявлений зла и разрушений собственной природы.

Как считал В.В. Зеньковский, с позиции христианской антропологии, человеческая жизнь определяется логикой и ритмом его духовного развития. Лауреат Нобелевской премии мира (1952 г.) А. Швейцер отмечал, что «единственная возможность придать своему бытию какой-либо смысл состоит в том, чтобы поднять свое естественное отношение к миру до уровня духовного» [Швейцер А. Благоговение перед жизнью. – М., 1992. –  С.194].

Духовный мир, духовная жизнь – это, во-первых, ценностно осваиваемая человеком объективная действительность, во-вторых, такое состояние личности, которое ведет ее к самосозиданию, самоопределению, самоидентификации. По Л.С. Выготскому, духовность – это путь к вершине личности. Движение к вершинному человеческому проявлению должно быть с двух сторон: со стороны предметной деятельности, снизу и движением сверху, со стороны духа. Ю.М. Лотман идентифицировал духовный мир личности с восприятием окружающей действительности, созданием своего образа о своем положении в мире.

Оппозиция «духовность» – «бездуховность» связана со способностью человека выбирать в качестве ориентиров жизни ценности более высокого, достойного уровня. В советское время синонимом бездуховности было мещанство, характеризующее человека с узкими интересами, думающего только о собственном благополучии, ограниченного в своих проявлениях. В 20–30-е годы прошлого века была целая кампания на уровне государства против мещанства. В. Маяковский, который, пожалуй, больше, чем кто-либо, в своем творчестве высмеял «мурло мещанина», писал об интересах такого человека: «Жена да квартира и счет текущий – вот это отечество, райские кущи». В настоящее время уже никого не удивляет стремление абсолютного большинства жителей страны к «красивой жизни», где высшим ценностям, духовности мало места: понятие благополучной жизни ассоциируется с материальным достатком человека. Вне всякого сомнения, человек может быть вполне обеспеченным и духовно богатым, тут главное – мера того и другого, а именно: что является «сверхзадачей» человеческой жизни. Великий мудрец О. Хайам так писал о цели жизни: «Ты коварства бегущих небес опасайся. Нет друзей у тебя, а с врагами не знайся. Не надейся на завтра – сегодня живи. Стать самим собой хоть на миг попытайся». Вот это попытка «стать самим собой» и есть то единство сущности человека и его духовного Я, ради которого, собственно, живет человек. Духовное Я не дает человеку спокойной жизни, самодовольства, почивания на лаврах. Доктор Старцев у Чехова стал Ионычем именно по причине утраты своих высоких устремлений, духовных начал, в силу приземленности своих мыслей и поступков.

Применительно к воспитанию «духовность», как правило, употребляется в сочетании со словом «нравственность», которая выступает в качестве поведенческой стороны морали (от лат. moralis – нравственный). Некоторые авторы считают нравственность одним из условий выживания человечества. Так, философ М. Мамардашвили заметил по поводу высказывания Ф.М.Достоевского «Красота спасет мир»: «Человеческий мир спасет не красота, а разумная нравственность» [Мамардашвили М.К. Стрела познания. М., 2004. – С. 46] С точки зрения эволюционной этики, нравственность преимущественно считается результатом отбора и биологической эволюции формирующегося человека, скорректированной влиянием социума. Нравственность – квинтэссенция человека, ибо быть нравственным – не просто выносить суждения и поступать на их основе, а выполнять определенный долг, обязательства, которые суть нечто больше, чем простое оценивание. Нравственность – это звено между человеком и обществом, один из социокультурных механизмов, управляющих взаимоотношениями людей в консенсусе личных и общественных интересов. В связи с тем, что нравственность представляет собой способ утверждения социального в индивидуальном, ее можно толковать через механизм перевода всеобщих нормативно-императивных принципов осуществления нравственной практики в достояние личности. Отсюда следует, что нравственность логичнее всего раскрыть как диалогическое единство социального и личностного эффектов [Рубинштейн С.Л. Человек и мир. – Ижевск, 2009. – 432 с.].

Духовно-нравственные качества человека связаны со способностью выбирать такие ценностные ориентиры, которые имеют непреходящее значение. А.С. Пушкин просил спасти его от «духа праздности унылой, любоначалия, змеи  сокрытой сей, и празднословия» и оживить в его душе «…дух смирения, терпенья, любви и целомудрия». Именно через духовность способен человек реализовать свою индивидуальность и неповторимость, сопоставляя себя, свое мировоззрение с многомерностью и полифоничностью бытия. Можно сказать, что духовность – это характеристика человека соотносить свою повседневную жизнь с идеалом высшего порядка, в котором могут быть ценности, связанные с религией, моралью, искусством, наукой, правом и т.д. Наличие высокой нравственности, справедливости, бескорыстия, совести, способности к  творческому поиску – все это проявление  духовности. Следует отметить, что духовное Я иногда не осознается человеком, но его поведение, деятельность, мировоззрение, речевое общение манифестируют его как человека духовного или бездуховного.

В морали признаками бездуховности являются: жестокость, лицемерие, лесть, равнодушие, навязчивость, трусость, мелочность, морализаторство и другие подобные качества.

Духовно-нравственное воспитание – это, по сути, формирование у подростка или юноши таких ценностей, как просвещение, творчество, трудолюбие, ответственность, милосердие,  порядочность, уважение к старшим, почитание учителей,  преклонение перед родителями, любовь к своим предкам, Родине (см. у Пушкина: «Два чувства дивно близки нам – В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам»).

Духовно-нравственное восприятие окружающей действительности – это активное мироощущение, наличие гражданской позиции, неравнодушие к общественным порокам. Духовно богатый и нравственный человек – это личность, ибо у него, по С.Л. Рубинштейну, «минимум  нейтральности, безразличия, равнодушия» и «максимум активности ко всему общественно значимому».

Почему так важно духовно-нравственное воспитание? Потому что:

1) это самое главное условие выживания человечества, ибо из всего выработанного человечеством богатства одним из самых важных следует считать установку для каждого живущего на земле homo sapiens: относись к другому так, как бы ты хотел, чтобы к тебе относились и

2) любое творческое проявление личности связано с духовностью, так как оно рождается в результате труда души, преодоления испытаний и искушений, поиска, ошибок, рефлексии, самопознания, соотнесения себя с многомерностью бытия, с полифоничностью культурного, научного, образовательного пространства.

Именно гармония духовного и нравственного является необходимой предпосылкой формирования добродетельной личности.

В духовном взаимодействии людей чрезвычайно важно внимание к собеседнику, состояние которого выражается в сочетании двух равнонаправленных тенденций: включенность на собеседника с максимальной отрешенностью от себя, своих установок, своего настроения, оценок и т.д. и отстраненность от наличного состояния собеседника, взгляд со стороны, невключенность в него. Обе стороны внимания, противоположные по своей направленности, внутренне неразрывно связаны и предполагают друг друга. Сопереживание человеку помогает проявиться его подлинному лицу, а отстраненность дает возможность оценить человека  объективно, непредвзято.

Духовно-нравственный аспект личности состоит из поведенческого, деятельностного, мировоззренческого и коммуникативного компонентов и более мелких составляющих – свойств, потребностей, Я, эго, суперэго т.д. Генетические предпосылки играют очень важную роль, хотя их проявление может быть непрямым, опосредованным и трудно прослеживаемым. Культурные различия, начиная от национальных и кончая присущими ближайшему окружению, придают нравственному облику человека свои специфические оттенки. Наибольшее значение имеют культурная атмосфера семьи, друзья и те референтные личности, которые волею судьбы оказали значительное влияние на человека. Некоторые составляющие духовно-нравственного комплекса обусловлены генетически, например, скромность, самостоятельность, ответственность, упрямство, реактивность. В связи с этим отметим, что указанные личностные характеристики носят более или менее постоянный характер.

Духовно-нравственная характеристика человека имеет уровни ее описания: например, уровень поведения, очевидности – человек таков, каким он представляется, кажется окружающим, собственно, бихевиористский аспект. Но иногда требуется более глубокий анализ поведения и внутренних побуждений человека, которые непосредственно трудно наблюдать. Так, человек в новом для него обществе демонстрирует высокую степень толерантности по отношению к окружающему. Но является ли эта черта его постоянным свойством или это означает его тревожность, неприкаянность или конформизм? Очевидно, что по одному поведению невозможно определить нравственного человека.

Для определения уровня духовно-нравственной воспитанности, как правило, применяется сравнение с другими людьми. Говоря о личностном качестве, человек соотносит его с границами проявления этого качества у других людей – от ярко выраженного до еле заметного. Но сравнивать публично, например, одного ученика с другим не рекомендуется: «в воспитательных целях возможно сравнение человека с самим собой, или лучшим или худшим: именно при таком сравнении эффект от воспитательного воздействия будет наиболее сильным» [Тахохов Б.А. Воспитательная работа в современном вузе. Владикавказ, 2010. – с. 156].

Как распознать духовного человека? Это не то, что он говорит, и не то, каким он кажется, а та атмосфера, которую он создает, которая вокруг него образуется. Считается, что искусственно создать атмосферу, не соответствующую его духу, никто не может. В качестве медиаторов при трансформации коллективного — бессознательного в индивидуальное сознание должны выступать духовность, совесть и культура.

Теоретическое осмысление сущности человека для духовно-нравственного воспитания играет определенную роль, но не решающую, ибо, как говорил известный философ В. Соловьев, знать, что такое добро, желать его и делать добро – вещи разные: никто не поверит словам, пока они не подтвердятся в делах благотворения. Квинтэссенция духовно-нравственного воспитания – знание моральных норм и правил, убежденность в их необходимости и стремление их выполнять, т.е. в практической деятельности проявляется духовно-нравственный уровень человека.

Духовно-нравственное развитие – это, прежде всего, расширение индивидуального сознания и личностного роста упорной и кропотливой работой самого человека. Социализация как приобщение человека к социуму должно сопровождаться индивидуализацией социальной жизни. Л.С. Выготский писал о процессах социализации и индивидуализации как встречных путях развития личности [Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1992. – 352 с.]. Усвоение социальных норм необходимо как важное условие жизнедеятельности человека. Однако общество влияет на личность, формирует ее по своим законам и нормам, но человеческая индивидуальность проявляется во многих действиях и поступках и важно, чтобы и его поведение и деятельность, в том числе и речевая, были направлены на благодеяния, создание комфортного морально-психологического климата. С.Л. Рубинштейн так представлял себе духовно богатого и нравственного человека: «Смысл человеческой жизни – быть источником света и тепла для других людей. Быть сознанием Вселенной и совестью человечества. Быть центром превращения стихийных сил в силы сознательные. Быть преобразователем жизни, выкорчевывать из нее всякую скверну и непрерывно совершенствовать жизнь» [Рубинштейн С.Л. Человек и мир. – Ижевск, 2009. – с. 385].

Духовно-нравственные ценности близки основным положениям всех исторических религий России, и это, безусловно, объединяет усилия государства и Церкви, светского образования и духовного просвещения. К этим ценностям, в первую очередь, относятся чувства патриотизма, сохранение исторической памяти, героической истории Отечества, знание и уважение всех народов, населяющих нашу страну, понимание и сохранение лучших традиций, культурных ценностей как своего народа, так и других народов страны. Именно эти ценности создают российскую идентичность, которая зиждется на живых примерах патриотического сознания, чувства и действия.

Используя параллели биографий выдающихся деятелей разных народов и разных эпох, например, Сергия Радонежского, Аксо Колиева и Коста Хетагурова педагоги добиваются приобщения учащихся к таким непреходящим духовным ценностям, которые врезаются в сознание и становятся неотъемлемой частью их мировоззрения.

Здесь актуальны следующие направления воспитания школьников:

– поддержание высокого духовного уровня межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса – учеников и педагогов: абсолютная искренность и открытость учителей в отношениях с учениками, исповедальность, «как на духу»;

– развитие нравственных чувств–совести, долга, ответственности, терпения, милосердия, гражданственности, патриотизма в процессе практической деятельности (волонтерская работа, участие благотворительных акциях, проявление доброты и великодушия в повседневной практике, оказание посильной бескорыстной помощи нуждающимся);

– духовно-нравственная интерпретация деяний выдающихся представителей мировой, русской и национальной культуры, истории, общественной жизни;

– освоение учащимися мировоззренческих знаний, формирование нравственных качеств личности в целях гармоничной социализации, личностной самореализации и приобщения к отечественным и мировым культурным достижениям.

Слова великого подвижника и св. Сергия Радонежского: «Любовью и единством сохранимся!» отозвались у основоположника осетинской литературы К. Хетагурова в стихотворении «О, если бы!»: «Если бы в сердце живей отзывалась Ближнего боль, если бы высшим из благ мне казалась К людям любовь!» Эти мысли, идеи, практическое беззаветное служение народу, его просвещению и свободе – наше общее нравственное богатство, и его следует знать, переживать, осмысливать и передавать младшим поколениям, формировать у них духовно-нравственную культуру.

Анонсы и новости


Нравится
Поделиться