«УТРО» центра программ МРА наступило на сайте Архсовета

Январь 19, 2018

Центр программ МРА ИГСУ запустил новую образовательную программу «УТРО», которая объединяет в себе проектный метод и творческий подход в работе над реальными территориями. УТРО — преемница образовательной программы «Новые лидеры территориального развития», разработанной в 2013 году в центре территориальных инициатив «Архполис» совместно с Московской Архитектурной школой МАРШ и ИГСУ РАНХиГС.

На сайте Ахсовета Москвы в рубрике «От первого лица» опубликовано интервью с директором школы МАРШ Никитой Токаревым и куратором программы УТРО Вячеславом Ивановым.

Ниже приводим выдержки из этого большого интервью.

 

– УТРО — преемница образовательной программы «Новые лидеры территориального развития», которая существовала в 2013-2016 годы…Что изменилось в ней после возобновления?

В.И.: Возобновляя нашу программу, мы, в первую очередь, сохранили то взаимодействие между РАНХиГС и МАРШем, которое позволяло соединять усилия и компетенции двух ведущих образовательных институций. Также мы сохранили модульную основу образовательного процесса. Но само его содержание трансформировалось под новые рыночные условия.

– Кому программа «Управление территориальным развитием» будет полезна? Каких студентов вы ждете в новом учебном году?

Н.Т.: Мы ждем в программу УТРО людей не равнодушных, причем, не только к своей собственной карьере, но и к среде, в которой мы все обитаем… Что касается профессиональных компетенций, которые мы хотели бы видеть у наших студентов, то самое интересное сейчас происходит на стыке разных дисциплин. Будущее — за двойным дипломом: архитектор-юрист, например, или финансист-планировщик и так далее. Такие люди точно будут востребованы и найдут применение в любой экономике, как бы ее ни лихорадило. Соответственно, выпускники программ УТРО получают диплом РАНХиГС «Специалист по государственному и муниципальному управлению — Master of Public Administration (МРА)», а также диплом МАРШ о дополнительном профессиональном образовании по градостроительству. Мы уверены, что такой подход к обучению сделает их карьерную историю успешной. Как архитектор, я точно знаю, что, имея более одной точки опоры, конструкция получается более устойчивой.

– УТРО – для тех, кто успешен или в тупике?

В.И.: Иногда это практически одно и то же. Одним людям не хватает компетенций, чтобы продолжить свою профессиональную деятельность на качественно ином уровне. Другие, напротив, четко понимают, что им нужно, чтобы расти по карьерной лестнице. Наша программа оснащает необходимым инструментарием оба типа студентов за счет мультидисциплинарного подхода и командной работы. Эти два фактора являются основой для профессионального и личностного прорыва.

– Какова перспектива студентов УТРО на рынке труда?

Н.Т.: Мы видим, что карьерная траектория у всех выпускников разная. Это может быть как развитие в рамках своей основной специальности, так и резкая смена отрасли. Но у всех карьера получила очень сильный импульс. Что еще очень важно: тот социальный капитал, который приобретается в ходе обучения, значит едва ли не больше, чем карьерные возможности в чистом виде. На самом деле, профессиональные и творческие связи, проверка себя и своих коллег «с кем можно в разведку, а с кем – не очень…» — это все остается с нашими выпускниками. Я вижу, что они продолжают работать в командах, которые сложились во время обучения. Это, на мой взгляд, важнее, чем кабинеты и должности.

В.И.: На эту тему есть несколько историй успеха. Например, кейс реорганизации промышленной зоны МЕТМАШ. Студенты после работы над проектом в рамках нашей программы были наняты в департамент науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы, где разрабатывали проекты реорганизации уже для нескольких московских промзон. Кроме того, они участвовали в подготовке закона о комплексном развитии промышленных зон, который сейчас принят и является федеральным законом.

Ряд команд, занимающихся территориальным консалтингом, таких как «НЛТР-практика» или «МАРШ-ЛАБ», получили толчок для развития или вдохновение, принимая участие в работе или обучаясь на нашей программе. Сейчас эти люди – наши коллеги. Бывшие выпускники программы НЛТР будут активно участвовать в образовательном процессе УТРО, курировать, консультировать, делиться опытом. На сегодня у нас порядка 30 активных выпускников.

— Какова вероятность, что проекты, над которыми работают студенты, обретут физическое воплощение?

В.И.: «Управление территориальным развитием» делает акцент на реализуемость всех своих кейсов и проектов, которые предлагают студенты. Другое дело, что многие задачи формируются только в ходе работы над ними. Обычно у собственника нет полноценной аналитической базы по тем ресурсам, потенциалу окружения и ограничениям, которыми обладает его земля.  Поэтому первый модуль нашей программы полностью посвящен аналитике. У нас есть комплекс диагностических приемов и методов, которые мы используем, чтобы собрать как можно больше данных с территории, проанализировать их и сделать выводы. Уже получив данные, мы можем сказать, насколько изначальные задачи заказчика выполнимы и скорректировать их в случае необходимости.

Н.Т.: Я бы здесь добавил, что большинство кейсов, которые мы рассматриваем, не имеют очевидных решений. Это всегда вызов, территория, с которой не совсем понятно, что делать, чтобы она заработала. Есть однозначно коммерческие задачи в девелопменте: получить максимум квадратных метров с площади. Здесь нет необходимости привлекать нас. Интерес нашей работы заключается в том, что мы умеем обращаться со сложной ситуацией и предлагать неожиданные варианты решений.

— Вы предлагаете уникальную услугу по разработке стратегий развития, но при этом реализуете ее за счет студентов, чья компетентность пока никак не подтверждена. Эксклюзивный продукт и сырой человеческий материал для его исполнения – как сочетаются между собой эти два обстоятельства?

Н.Т.: Во-первых, у студентов есть свежесть взгляда и подхода, которых часто лишены профи, заранее знающие ответы на все вопросы. Во-вторых, источником прорывных идей и решений является именно команда студентов с разным бэкграундом (гуманитарии и инженеры, менеджеры и архитекторы). В-третьих, студенты работают под руководством и во взаимодействии с высококлассными экспертами, которые, хотя и не являются авторами конечного продукта, но существенно влияют на результат. Школа как общественно значимая площадка может объединить для работы над проектом таких экспертов, которые в рыночной, конкурентной среде, просто не стали бы ничего делать вместе. В-четвертых, мы оставляем за собой академическую свободу в том, чтобы предлагать «хозяину» кейса решения, которые нам кажутся наиболее подходящими, а не те, которые он ждет с самого начала. Я считаю, что в этом наше существенное преимущество, поскольку речь идет не о прямом обслуживании заказчика, а о сотворчестве.

–С какими кейсами вам бы хотелось поработать в новом учебном году?

В.И.: Мне кажется, что важнее всего – разнообразие. Чтобы все кейсы не были похожи, чтобы масштабы территорий и их функции были разные… В программу УТРО вряд ли попадут кейсы, которые очевидно, как реализовывать, с которыми справится классическое архитектурное или проектировочное бюро. Речь в данном случае идет о стандартном рыночном объекте, таком, как строительство нового дома или микрорайона в «полях». Таких историй на рынке достаточно. А вот то, что делать с такими объектами потом, как создать или вернуть качественную жизнь в бестолково застроенное место – это достаточно интересный вопрос, которым мы могли бы заняться. Но сейчас даже самой такой постановки вопроса нет.

– Кто ваши конкуренты?

В.И.: Сейчас существует достаточно большое количество образовательных программ по урбанистике, развитию и управлению территориями. Этим направлением занимаются крупные институции, такие, как Высшая школа урбанистики, «Шанинка», Институт «Стрелка». Но прямой конкуренции у нас нет по той причине, что мы предлагаем студентам… возможность взять ответственность на себя, возможность погрузиться в изучение территории на месте: встречаться с чиновниками, бизнесменами, жителями, получать комплексный взгляд на проблему и ее решение.

Н.Т.: Совершенно верно. Это то, что называется learning by doing – «обучение при помощи делания».

– Чему конкретно научатся студенты программы УТРО?

В.И.: Преподавание в программе выстроено не столько вокруг конкретных навыков, сколько вокруг системы градостроительной деятельности. Мы рассказываем и показываем, как данный механизм работает в целом, начиная с системы государственных органов, налоговой службы, банковской сферы, заканчивая правовым зонированием, нормативами, планированием, навыками работы с генпланами, ПЗЗ и пр. Кроме того, мы даем нашим студентам практические инструменты, которые нужны для работы: как привлечь заемное финансирование, как встроиться в федеральную целевую программу, как можно использовать ресурсы местного сообщества и пр. Наконец, слушатели программы УТРО получают знания по совершенно прикладным вещам: узнают, например, как пишется бизнес-план, как строится финансовая модель проекта, способная заинтересовать инвестора.

– Но ведь описанные вами компетенции – это работа целой команды экспертов. Получается, что вы будете обучать неких универсальных «единорогов», которые всем прекрасны, кроме одного – они не существуют?

Н.Т.: Нет, конечно. Мы всегда подчеркиваем, что единицей обучения является команда. Просто потому, что в градостроительной деятельности «один в поле — не воин». Понятно, что потом команда, возможно, распадется, и каждый из ее членов уйдет, взяв с собой частичку того знания, которого ему не хватало. Менеджер, допустим, унесет с собой немножко градостроительства, финансист – немножко архитектуры, социолог – финансов. Но в рамках обучения единица отсчета и так называемый «единорог»– это команда.

– Ваша идеальная команда программы УТРО из кого состоит?

В.И.: Обычно мы составляли в группе микс из архитекторов, проектировщиков и управленцев. Это делалось для того, чтобы люди, задействованные в проектах развития территорий, учились разговаривать между собой на одном языке, воспринимали коллег с другим способом мышления. Это и есть самое главное — чтобы люди были готовы учиться, в том числе, и друг у друга. Из опыта прошлых лет мы знаем, что, когда студенты приходят с требованием «Дайте мне территорию, я на ней развернусь, и никто мне больше не нужен», они за курс обучения понимают, что ничего подобного. Так не работает! И это – их образование и эффект от учебы. С другой стороны, те люди, которые думали, что ничего не могут, получали уверенность в себе и поддержку со стороны коллег.

– Представьте, что в программу УТРО попадает кейс «Москва». Что бы вы с ними сделали?

В.И.: Если пытаться серьезно отвечать на вопрос, то все наши кейсы начинаются с того, что есть объект – территория, и субъект – ее хозяин. В случае с кейсом «Москва» нам придется, согласно нашим алгоритмам, понять, как выстроить диалог с жителями города. Сегодня Москва развивается в рамках технократического подхода, когда происходит перенос на городскую ткань неких полезных и рациональных технологий и решений. Было бы интересно проанализировать, чего хотят сами горожане, потому что город – это все-таки про людей, а не только про технологии и методики.

 

Анонсы и новости


Нравится
Поделиться