Назад

Президентская академия презентовала исследование рынка бизнес-образования России

Президентская академия презентовала исследование рынка  бизнес-образования России

Предпочтения работодателей и учащихся при выборе программ бизнес-образования совпадают лишь отчасти, а бизнес-школы не всегда успевают за быстро меняющимся спросом. К этим и другим выводам пришли авторы исследования отечественного рынка бизнес-образования, подготовленного Президентской академией, СберУниверситетом и Российской ассоциацией бизнес-образования (РАБО). Комплексный анализ как со стороны спроса, так и предложения, позволил авторам создать «3D-картину» нынешнего состояния рынка, обозначить основные тренды развития и дать прогноз на будущее.

В исследовании приняли участие 30 бизнес-школ, корпоративных университетов и EdTech-компаний, 78 организаций-работодателей, 476 слушателей и выпускников программ управленческого и бизнес-образования из числа руководителей малого среднего и крупного бизнеса.

Предваряя презентацию результатов исследования, проректор Президентской академии, директор Института бизнеса и делового администрирования Академии Сергей Мясоедов подчеркнул: «Чтобы удержать рынок бизнес-образования, нужно постоянно анализировать информацию о его состоянии. Данное исследование носит комплексный характер и представляет не рынок бизнес-образования вообще, а его срез по отдельным пластам, будь то размер бизнеса, группы провайдеров, категории учащихся или типы программ бизнес-образования. Решить эту многоплановую задачу помог такой новый инструмент, как искусственный интеллект».

Как свидетельствуют результаты опросов, цели обучения на программах бизнес-образования видятся слушателям и работодателям по-разному. Если первые идут на обучение за профессиональным и личным развитием (дополнительным стимулом для руководителей небольших компаний выступает рост доходов, а в крупных – продвижение по карьерной лестнице), то работодатели отправляют управленцев учиться для повышения их эффективности и подготовки к реализации проектов.

Различаются и направления обучения: приоритет для работодателей – управление персоналом, а для слушателей – стратегическое управление. Также заметен явный разрыв в предпочтениях HR-директоров и слушателей по длительности обучения. Так, за трёхмесячное обучение высказались 26% слушателей (одна четверть) и 62% работодателей; за 6 месяцев – 27% слушателей и 36% работодателей, а за 6–12 месяцев – 28% слушателей и лишь 13% работодателей.

В свою очередь опрос образовательных организаций, реализующих программы бизнес-образования, позволил выявить топ-10 тенденций развития рынка (по данным за 2022-2023 гг.). В тройку лидеров вошли: актуализация направлений обучения под навыки, востребованные слушателями (53% респондентов); рост востребованности гибридного формата обучения (33%); растущая потребность в практико-ориентированном обучении (23%).

Персонализация обучения заняла лишь 7 позицию в числе обозначенных трендов – 17%.

«О тренде на персонализацию обучения говорится уже достаточно давно,
но в полной мере реализовать этот тренд станет возможным только с появлением искусственного интеллекта, и в ближайшие несколько лет в этом направлении можно ожидать настоящего прорыва», – предсказывает проректор по исследованиям и инновациям СберУниверситета Алексей Суханов.

Факторы развития рынка в ближайшие три года видятся образовательным организациям следующим образом. 50% ставят на первое место экономическую ситуацию в России, включая темпы развития промышленности, уровень неопределенности внешней среды для бизнеса и уровень платежеспособности населения.

На втором месте – технологические инновации (40%). На третьем (30%) – регулирование образовательной сферы, развитие независимой национальной системы аккредитации. Завершают топ-5 такие факторы, как дефицит управленческих кадров, спрос на новые компетенции (27%) и смена вектора международного академического сотрудничества (23%).

«Российской бизнес-школе пора задуматься над существенными изменениями на рынке. Настало время вспомнить о русской модели менеджмента, основанной на лучших отечественных практиках и русской деловой культуре. На это нацелен и вышедший в 2025 году учебник по российскому менеджменту, построенный на российской системе ценностей, который был подготовлен экспертной группой Президентской академии в рамках национального проекта ДНК России», – подытожил Сергей Мясоедов.

Другие новости

1/7

Остался последний шаг:)

Проверьте почту: мы выслали письмо для подтверждения подписки.