Профессор кафедры государственного и муниципального управления Института государственной службы и управления (ИГСУ) Президентской академии, вице-президент Азиатской ассоциации государственного управления (AAPA) Александр Кочегура в эксклюзивном интервью рассказал о ключевых тенденциях и перспективах сотрудничества России со странами АТР в сфере государственного управления.
– Александр Петрович, какие ключевые тренды и вызовы сегодня формируют основные направления взаимодействия России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона в сфере государственного управления?
– Ключевые тренды и вызовы, определяющие форматы взаимодействия России с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона в сфере государственного управления, напрямую связаны с текущей геополитической динамикой, все возрастающей ролью Азиатского континента в решении наиболее значимых региональных и глобальных проблем, а также с приоритетами развития национальных систем управления.
В этой связи хочу напомнить слова Президента России Владимира Путина, произнесенные на Первом Евразийском экономическом форуме в Бишкеке: он охарактеризовал Большую Евразию как широкий цивилизационный проект, призванный менять политико-экономическую архитектуру, становиться гарантом стабильности и процветания и учитывать многообразие культур, моделей развития и традиций народов континента.
Аналогичную позицию транслировал Председатель КНР Си Цзиньпин в ходе недавнего саммита ШОС, призвав страны-единомышленники присоединиться к китайской инициативе по глобальному управлению. Здесь важно подчеркнуть, что речь идет не о создании аналога североатлантического «нового мирового порядка», где управление сосредоточено в руках ограниченного круга стран, а о движении к подлинному равноправию суверенных государств.
Поэтому, отвечая на ваш вопрос, представляется уместным разделить направления взаимодействия на две ключевые категории: внешние, касающиеся регионального и глобального управления, и внутренние, предполагающие активный обмен опытом и внедрение лучших практик, в частности – использование современных управленческих и информационных технологий, качественную подготовку кадров для органов власти, а также эффективное взаимодействие при преодолении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Такая системная работа формирует устойчивые и гибкие модели государственного управления, учитывающие вызовы нового времени и отражающие интересы всех стран региона.
– Какую роль многосторонние организации, такие как ШОС, ЕАЭС, БРИКС, ООН играют в укреплении сотрудничества России с азиатскими странами по вопросам госуправления?
– Безусловно, многосторонние организации, международные и региональные объединения, а также экспертные ассоциации предоставляют широчайшие возможности для развития как многостороннего, так и двустороннего взаимодействия в сфере государственного управления.
Как правило, подобное сотрудничество позволяет обсуждать и находить решения по самым актуальным для каждой страны вопросам. Так, уже более десяти лет в рамках ШОС регулярно проходят обучающие мероприятия – семинары, мастер-классы, круглые столы – для представителей контрольно-надзорных органов стран-участниц. Основная цель – обмен опытом и ознакомление с передовыми практиками в области государственного аудита.
В рамках БРИКС общение и обмен знаниями с коллегами из азиатских стран реализуется, в том числе через совместные научные исследования и публикации по вопросам государственного управления. Примечательно, что совсем недавно была опубликована коллективная монография, подготовленная по итогам международной конференции в Национальной школе государственного управления ЮАР. Тема – эффективная реализация административных реформ; среди докладчиков и авторов есть представители и нашей Академии.
На прошедшем в июне в Самарканде Форуме государственной службы под эгидой ООН обсуждались актуальные вопросы совершенствования механизмов предоставления качественных государственных услуг гражданам и бизнесу.
Подобных примеров продуктивного сотрудничества можно привести множество, что свидетельствует о динамичном развитии профессионального диалога и обмена лучшими практиками между странами региона и мира.
– Какие приоритетные темы вы обсудили в ходе вашей поездки в Пекин и участия в ежегодной конференции Азиатской Ассоциации государственного управления (ААРА) для развития экспертного и практического взаимодействия?
– Прежде всего, несколько слов об Азиатской Ассоциации государственного управления (Asian Association of Public Administration, AAPA), вице-президентом которой я являюсь. Эта структура признана одной из ведущих экспертных площадок по вопросам развития государственного управления в азиатском регионе, обладает статусом партнера ООН и объединяет профильные организации, специалистов и научное сообщество из многих стран. Главная миссия AAPA – содействие аналитическому, экспертному и консультационному взаимодействию по ключевым вопросам развития государственного управления, совершенствованию подготовки кадров госслужбы и обмену инновационными управленческими практиками.
В 2021 году на площадке Президентской академии (РАНХиГС) была успешно проведена ежегодная конференция ААРА с участием ведущих специалистов и ученых по вопросам государственного управления не только из стран Азии, но и других регионов мира.
Что касается конференции ААРА, прошедшей недавно в Пекине, то основные темы, которые мы обсудили с коллегами, отражали современные вызовы региона и ориентировались на развитие экспертного и практического взаимодействия:
- Реализация совместных образовательных программ: проведение вебинаров, летних школ, круглых столов и мастер-классов для студентов и молодых специалисто
- Запуск международных научных исследований с дальнейшей публикацией результатов в ведущих профильных журналах
- Формирование регионального центра по аккредитации учебных программ государственного управления
- Поиск эффективных организационных и финансовых механизмов сотрудничества для обеспечения устойчивого развития образовательных и исследовательских связей
- Развитие экспертно-аналитических платформ, обмен лучшими управленческими практиками, обсуждение инноваций в сферах цифровизации и устойчивого развития государственного управления
- Поддержка международных издательских инициатив, в том числе запуск нового научного журнала по вопросам государственного управления в азиатском регионе
– Какие стратегические направления в области кадрового обмена, образования и подготовки управленцев вы считаете приоритетными для углубления сотрудничества России и стран Азии?
Вы справедливо указали на актуальность и важность эффективного обмена опытом в сфере подготовки высококвалифицированных специалистов управленцев. Здесь, пожалуй, будет уместно привести высказывание Председателя КНР Си Цзиньпина о том, что способность привлечь и удержать «таланты» на госслужбе является сегодня одним из главных конкурентных преимуществ любой страны в мире.
В этой связи приоритетное значение имеют такие направления, как обмен опытом в области профессионального развития государственных служащих – в частности, обучение их работе с современными информационными технологиями; разработка учебными заведениями, специализирующимися на подготовке кадров для государственной службы, совместных образовательных и исследовательских проектов; содействие мобильности преподавателей и научного сообщества; а также обмен делегациями, в том числе государственных служащих, для ознакомления с лучшими практиками государственного и муниципального управления.
Хотел бы подчеркнуть, что в одобренной стратегии развития ШОС на период до 2035 года отмечается важность дальнейшего углубления сотрудничества в области образования, в том числе в вопросах подготовки высококвалифицированных управленцев.
– Какие азиатские практики и инновационные модели госуправления могли бы быть успешно адаптированы в российских реалиях?
Безусловно, в азиатско-тихоокеанском регионе накоплен интересный опыт в этой области. Я не стал бы говорить о заимствовании каких-либо моделей – все они отличаются значительным своеобразием, проистекающим из уникальности ситуации, менталитета, культуры и особенностей исторического развития каждой страны. Однако некоторые лучшие практики и инновационные подходы, безусловно, заслуживают внимания с точки зрения их изучения и возможной адаптации. В этом отношении особенно интересен опыт таких стран, как Малайзия, Китай, Сингапур и Индонезия.
– Какие направления международного сотрудничества и обмена опытом в сфере госуправления являются на ваш взгляд наиболее перспективными для стран азиатского региона.
– Один из самых серьезных вызовов, с которым придется столкнуться государственным органам большинства стран региона и мира в ближайшие годы, – это внедрение современных информационных технологий и, в частности, использование в своей деятельности искусственного интеллекта (ИИ). Помимо колоссальных возможностей, ИИ несет в себе также серьезные риски. Совсем недавно стало известно, что в правительстве одной из стран мира, правда пока не азиатского региона, назначен виртуальный министр, отвечающий за вопросы организации государственных закупок. Насколько знаю, в некоторых странах Азиатско-Тихоокеанского региона очень близки к повторению подобного эксперимента, и здесь объединение усилий экспертов разных стран для совместного изучения возможностей и последствий такого внедрения было бы безусловно полезным.
Помимо вопросов искусственного интеллекта, приоритетными и перспективными являются, в частности, вопросы эффективной организации стратегического прогнозирования, планирования и упреждения, действенного противодействия коррупции в государственных структурах, целенаправленной подготовки высшей управленческой элиты, а также совершенствования механизмов подотчётности и подконтрольности корпуса государственных служащих независимым государственным и гражданским институтам.