Новое подразделение вошло в состав Центра подготовки иностранных студентов и адаптации образовательных программ. Решение о его создании было принято на последнем заседании Ученого совета Общеакадемического факультета. Задача экспертов лаборатории – помочь преподавателям и руководителям образовательных программ переформатировать содержание курсов таким образом, чтобы сделать их доступными для иностранных студентов
Процесс обучения иностранцев обозначает многие проблемные моменты. Например, даже после года, проведенного на подфаке, иностранные студенты испытывают сложности с освоением материала программ бакалавриата из-за недостаточного уровня владения русским языком. Как отмечает руководитель Центра подготовки иностранных студентов и адаптации образовательных программ Алена Штецберг, русский язык – один из самых сложных в мире, поэтому года обучения для студентов из дальнего зарубежья недостаточно, чтобы успешно учиться вместе с носителями языка.
Кроме языковых препятствий также сказывается разный менталитет и общий бэкграунд, особенно в области гуманитарных дисциплин.
Именно с этой проблемой и будет работать новая лаборатория Общеакадемического факультета. Ее главная цель – адаптировать для иностранных студентов Академии любые образовательные программы, вызывающие у них интерес.
Первой адаптированной программой стала «Стратегическое управление компанией по менеджменту». В 2025 году специалисты лаборатории открывают в Институте управления еще одну адаптированную для иностранцев программу «Менеджмент цифровых продуктов». Также прорабатывается вопрос создания адаптированной магистратуры.
«Опыт работы с иностранными студентами показал, что поддержка по адаптации нужна всем: самим студентам, преподавателям, администраторам и руководителям программ. Теперь она будет системной, мы верим, что это поможет реализации стратегических задач Академии», – отметил Алексей Вербецкий, директор программ «Стратегическое управление компанией», «Публичная политика и государственные стратегии» и «Менеджмент цифровых продуктов».
В общей сложности на начальном этапе работы лаборатории обучение по адаптированным программам охватит около сотни студентов-иностранцев. В перспективе же в адаптации будут нуждаться все программы, на которые у студентов из-за рубежа возникнет спрос, отмечают специалисты.
«Приоритет лаборатории – оказание экспертной, методической и консультационной помощи подразделениям Академии, работающим с иностранными студентами. Научная составляющая нашей деятельности опирается на инициативные исследовательские проекты и комплексные экспертизы, обобщающие лучший российский и международный опыт в области трансформации образовательных программ под нужды различных сегментов образовательного пространства», – подчеркнула эксперт лаборатории, доцент кафедры государственного управления и публичной политики Марина Курганская.
Первый опыт адаптационной работы с иностранными студентами в ручном режиме имеет в Президентской академии давнюю историю:
«Это были преподаватели, которые контентно начали переделывать дисциплины, связанные со специальностью. Защиты курсовых проектов проходили совместно у китайских и российских студентов, однако дисциплины рассматривалось не только с российскими референсами, но и с китайскими. Получилось так, что мы добились симбиоза, которого не добиваются в других вузах», – отметила Алена Штецберг.
Успех этой работы во многом определила тесная кооперация преподавателей РКИ («Русского как иностранного») и преподавателей профильных дисциплин. Теперь накопленный опыт тиражируется в масштабах всей Академии. Важно также отметить, что создание новой лаборатории в Центре подготовки иностранных студентов и адаптации образовательных программ будет способствовать успешной реализации Стратегии развития-2030. Один из пунктов этого документа прямо направлен на привлечение учащихся из-за рубежа и на продвижение Президентской академии в национальных рейтингах, где среди показателей присутствует и число иностранных обучающихся.
Выиграют от запуска нового направления международного взаимодействия и российские учащиеся Президентской академии. Активное участие в диалоге культур со студенческой скамьи – крайне полезный опыт для будущих управленцев различных уровней.