В Президентской академии прошел проектный семинар по созданию новой дисциплины «Культура личности и общества». Эксперты из разных областей – от права и политологии до социологии и философии – начали разработку курса, который войдет в единое социогуманитарное ядро высших учебных заведений России.
Инициатива получила поддержку на государственном уровне: идея о необходимости включения курса в единое социогуманитарное ядро высшего образования страны одобрена главой Минобрнауки России Валерием Фальковым.
«Исходя из утвержденного набора дисциплин в ядре, была поставлена задача проработать и внедрить эту дисциплину. Она станет одной из ключевых для формирования базиса культуры у первокурсников», – отметила и.о. декана Общеакадемического факультета Наталья Гаркуша, добавив, что апробация курса в Академии запланирована уже на 2026 год.
Курс «Культура личности и общества» объединяет в единую систему ключевые гуманитарные знания – представления о человеке, законах общественной жизни, нормах и правилах поведения в обществе. Это позволит осмыслить роли культурных кодов, символов и практик в жизни человека и общества, учит видеть закономерности развития массовой, народной, элитарной, цифровой культур, определять ценностные ориентиры и видеть риски, связанные с трансформацией традиций в условиях глобализации.
Дисциплина станет основой для формирования культурного базиса у первокурсников и будет ключевой в едином социогуманитарном ядре высшего образования. При этом главным методологическим вызовом разработчики единодушно назвали преодоление границ между научными дисциплинами: «Разговор идет именно о междисциплинарности. Здесь нельзя перетягивать одеяло в сторону какой-то конкретной науки. Мы должны выйти на уровень, где в фокусе находятся личность, культура и человек в их целостности», — заявила руководитель рабочей группы по проектированию курса, профессор Института государственной службы и управления Ольга Астафьева.
Курс также предполагает выход за пределы учебников к актуальным проблемным полям — от цифровизации и социального одиночества до трансформации роли семьи в обществе, которые будут рассматриваться сквозь призму культурологии, социологии, философии, психологии и других наук. Ключевым инструментом в работе со студентами, как отмечалось в ходе дискуссии, должны стать не лекции, а проектная работа и дискуссионные семинары, направленные на практическое вовлечение в культурную среду.
«Главная цель — помочь студентам ориентироваться в современной культуре и обществе, а не жить в “башне из слоновой кости”. Знание не должно расходиться с реальностью», — подчеркнула профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин Инна Лисович. Главной задачей дисциплины эксперт назвала формирование у первокурсников критического мышления и практических навыков для жизни в цифровую эпоху, включая умение «считывать» культурные и социальные коды, критически анализировать информацию в условиях медиаманипуляций и работать с различными текстами.
Определив первые методологические подходы к созданию принципиально новой дисциплины, семинар стал отправной точкой масштабной работы по проектированию курса. Программа, созданная экспертами Президентской академии, станет ориентиром для разработки аналогичных дисциплин в вузах всей страны.