В Президентской академии состоялась стратегическая сессия «Формирование моделей управления научно-технологическим развитием в субъектах Российской Федерации для достижения технологического суверенитета». Главной задачей мероприятия стала выработка ключевых элементов перехода к эффективным региональным моделям управления научно-технологическим развитием (НТР). В стратсессии приняли участие более 300 представителей, ответственные за развитие НТР, из 55 регионов страны.
В центре внимания находились два системообразующих механизма: институт квалифицированного заказа на технологии и система формирования заказа на кадры, которые позволяют интегрировать научный, образовательный и промышленный потенциал территорий в рамках единой государственной политики. Такая работа напрямую связана с национальными целями.
С приветственными словами к участникам обратилась директор Дирекции приоритетных образовательных инициатив Президентской академии Наталья Гаркуша. Она акцентировали внимание на том, что движение к технологическому суверенитету возможно только через практические управленческие модели, встроенные в экономику и систему подготовки кадров.
«Технологический суверенитет не рождается в стенах отдельного ведомства или университета. Он формируется там, где власть, наука и бизнес работают в едином управленческом контуре, и именно регионы становятся пространством этой интеграции», – подчеркнула Наталья Гаркуша.
Участники разбились на команды, в каждой из которых работали представители органов власти субъектов, университетов и НИИ, бизнеса и федеральные эксперты. Такая конфигурация позволила соединить регионы-лидеры с высоким уровнем зрелости систем управления и субъекты, которые только начинают выстраивать научно-технологическую политику. Взаимодействие в едином пространстве усилило обмен опытом и обеспечило сборку решений, применимых к территориям с разным уровнем развития.
Организация работы строилась как пятиэтапное моделирование «виртуальных регионов». На первом шаге участники формировали целевые модели управления НТР. Второй этап был посвящён проектированию института квалифицированного заказа на технологии, третий - разработке механизмов заказа на кадры. Четвёртый шаг обеспечил интеграцию идей через объединение команд и обмен практиками, а завершали процесс финальные презентации и экспертная оценка.
«Необходима координация действий сфер экономики и образования, в том числе через профильные и предпрофильные классы школ, дополнительное образование, профориентацию, обучение специалистов. Поэтому ваши лучшие предложения, особенно в части обеспечения кадрами технологического лидерства и динамичной устойчивой экономики России войдут в план по реализации Стратегии образования», – отметил ответственный секретарь правительственной Комиссии по научно-технологическому развитию, помощник заместителя Председателя Правительства Антоний Швиндт.
Методическая основа сессии опиралась на три принципа: «регион как квалифицированный заказчик», «регион как создатель среды для науки, образования и бизнеса» и «регион как участник национальной технологической политики». Данные ориентиры связали проектные задания команд с национальными целями и задали долгосрочную логику развития, где управленческие процессы соотносятся с отраслевой специализацией и формированием кадрового контура.
Особое внимание уделялось приближению условий моделирования к реальности. Каждая команда получала параметры «своего» региона: место в национальном рейтинге НТР, уровень зрелости системы управления, отраслевую специализацию и перспективные направления развития. В процессе работы вводились дополнительные факторы - наличие НОЦ, технопарков, проектных офисов, региональных стратегий и фондов. Такой подход позволял проверять жизнеспособность решений и увязывать их с уже существующими институтами и инфраструктурой.
Финальные презентации оценивали федеральные эксперты. Обратная связь позволила участникам увидеть перспективы практического внедрения предложенных решений в региональные стратегии и нормативно-правовую базу.
Результатом сессии стал комплекс управленческих решений, отражающих ключевые процессы - от построения квалифицированного заказа на технологии до подготовки кадров для приоритетных отраслей. Полученные наработки могут быть использованы в качестве типовых моделей, а также служить основой для разработки методических материалов и нормативно-правовых актов.
Таким образом, стратегическая сессия в Президентской академии превратилась в практический инструмент проектирования будущего, объединив усилия регионов, федеральных органов власти, науки и бизнеса. Она укрепила роль Академии как площадки, где формируются рабочие механизмы управления НТР, необходимые для достижения технологического суверенитета страны.