Назад

Эксперт Академии рассказал, зачем нужны новые форматы бизнес-образования

Эксперт Академии рассказал, зачем нужны новые форматы бизнес-образования

Классический MBA перестает отвечать вызовам бизнеса. Будущее – за программами и бизнес-школами, которые не просто дают знания и диплом, а помогают мыслить, создавать ценность и действовать. О новых форматах бизнес-образования рассказал директор MBA «Трансформация» Президентской академии Андрей Пуртов.

– Можно ли сегодня говорить о кризисе классического подхода к MBA?

– Бизнес-образование переживает переломный момент. В то время как бизнес живет в мире цифровых трансформаций и возрастающей конкуренции, учебные курсы часто остаются «музеем идей» прошлого века – большинство программ MBA десятилетиями дают управленческие концепции, которым чуть ли не 50 лет. В результате выпускники получают разрозненные знания и диплом престижной школы, но не имеют навыков, отвечающих требованиям времени.

– Почему классический MBA устаревает?

– Прежде всего, в силу консерватизма бизнес-школ: преподаватели и директора программ предпочитают «безопасные» темы, которые читаются десятилетиями без значительных изменений. Во-вторых, из-за иллюзии обучения через кейсы. Кейс-метод дает яркие обсуждения, но редко приводит к конкретным навыкам: кейсы привязаны к определенной отрасли, рынку и времени и плохо воспроизводимы в другой ситуации. Третий фактор – фрагментарность. Модули внутри программ часто не связаны друг с другом, и дипломные проекты становятся формальнее и слабее, чем могли быть. В итоге бизнес-школы не всегда формируют у выпускников то, что действительно нужно компаниям: умение мыслить стратегически, трансформировать организацию и внедрять новые бизнес-модели. Классическая модель MBA уже не отвечает вызовам времени, а слушатели и компании требуют от программ большего, чем просто лекции и кейсы.

– Расскажите, пожалуйста, об MBA «Трансформация» Президентской академии.

– Разрабатывая в 2022 году в Президентской академии эту программу, я проанализировал около 30 программ ведущих школ. И сильно удивился, что ни одна из них не включала отдельного модуля о том, как именно менеджеру мыслить и принимать решения. Мы же сделали такой модуль стартовым: шесть дней посвящены разным типам мышления: форсайтному, сценарному, системному, стратегическому, креативному и визуальному. Результаты оказались впечатляющими. После первого же модуля слушатели поняли, что мыслят неправильно и нужно полностью перестроить подход. Это, как рассказывал потом выпускник программы Антон Свинцицкий, директор по консалтингу «Диалог-Наука», дало 90% эффекта от обучения.

– Какие новые управленческие практики формирует ваш курс?

– Одним из ключевых инструментов программы стал подход стратегического управления ресурсами, разработанный профессором Йораном Руусом. Он связывает стратегию компании с созданием ценности для клиентов и позволяет находить инновации в бизнес-модели. Эта методология пока мало известна в традиционных бизнес-школах, хотя на практике является истинным «бриллиантом» для управленцев, позволяя видеть 100% ресурсов и процессов, создающих ценность, в то время как с помощью традиционных систем учета менеджеры видят лишь около 40%. Один из наших выпускников, Михаил Тихомиров, CEO логистической компании TECAR, внедрил этот подход в бизнес, а теперь и сам преподает курс «Интеллектуальный капитал и импульсный учет» на программе.

– Что предлагается вместо кейсов?

– Проектное обучение. С третьего модуля участники формируют проектные команды и работают над задачами реального бизнеса. После шестого модуля начинается работа над индивидуальными проектами, будь то стратегия компании или трансформация бизнес-функции. Это не просто тренировка: проекты становятся рабочими инструментами компаний. Такой формат заставляет студентов работать на результат, а бизнес-школу – отвечать за уровень выпускников и качество их работы на программе.

– Какова экосистема программы?

– MBA – это не только знания, но и среда. В сильной программе участники учатся не только у профессоров, но и друг у друга, поэтому мы сознательно проектируем групповую динамику. В первые модули мы пересаживаем участников, чтобы они быстро познакомились и формируем пары «buddy» для взаимной поддержки. Мы начинаем с группового проекта, где команды по 6-8 менеджеров работают вместе, обучаясь друг у друга, и лишь во второй части программы переходим к индивидуальным проектам. Директор программы работает на большинстве занятий с основным преподавателем курса, осуществляя поддержку групповой работы. Кроме того, мы вовлекаем выпускников в качестве преподавателей, менторов и заказчиков проектов. Со временем на программе формируется полноценная экосистема, в которой знания, опыт и связи начинают работать на каждого участника.

– Применимо ли к программе выражение «Опыт, который меняет личность»?

– Сильное MBA – это всегда трансформация личности. Совместные экспедиции, командные симуляции и проекты помогают испытать себя, выйти за пределы зоны комфорта и найти новых друзей и партнеров. Бизнес-симуляции вроде Digital MarkStrat позволяют вживую почувствовать, как управленческие решения отражаются на результатах бизнеса. А бизнес-экспедиции, будь то восхождение на вулкан или сплав по горной реке, формируют толерантность к риску, которая необходима предпринимателю.

– Как должна выглядеть программа MBA нового поколения?

На мой взгляд, современное MBА образование строится на трех принципах: фокус на мышлении; реальные проекты вместо кейсов; экосистема и сообщество. Фокус на мышлении отвечает за развитие системного, стратегического, креативного и форсайтного мышления. Без этого менеджеры действуют в рамках привычных стереотипов, вместо того чтобы создавать новые решения на основе понимания будущего своего рынка. Реальные проекты вместо кейсов необходимы, чтобы участники работали над задачами конкретных компаний – своих или внешних – и сразу переводили знания в навыки через практику. Ну а принцип экосистемы и сообщество означают, что программа не заканчивается посещением занятий и выдачей диплома: лучшие выпускники должны становиться преподавателями, менторами, заказчиками проектов, коллегами по бизнесу.

– Можете назвать пять вызовов для MBA в ближайшие годы?

Первый вызов – эффективная работа между модулями. MBA традиционно включает около 1800 академических часов, из которых лишь треть приходится на контактные занятия. На деле же основное обучение должно происходить между модулями: через самостоятельные исследования, проекты и командные задания.

Вторая тема – искусственный интеллект как сквозная технология. Сегодня недостаточно выделять отдельный модуль по ИИ или цифровой трансформации. Он должен присутствовать во всех дисциплинах: от финансов и маркетинга до HR и стратегии. А отсюда сразу два вызова: готовность преподавателей интегрировать ИИ в свои курсы и проекты, а также степень его использования при выполнении дипломных работ.

Третье – уровень профессорско-преподавательского состава. Как выстроить прозрачные критерии? Возможно, показатель доли фонда оплаты труда преподавателей в выручке может стать косвенным маркером качества.

Четвертое – оптимальный формат занятий и число преподавателей. MBA – это не только лекции, но и практика, работа в группах, стратегические сессии. Однако часто один профессор работает с аудиторией 40+ человек, что снижает вовлеченность. На стратегических сессиях и форсайтах для групп более 20-25 человек обычно приглашают ассистента модератора. Готовы ли бизнес-школы инвестировать в модель «2+ преподавателя» для стратегических и практических блоков? Это напрямую влияет на способность студентов переводить знания в навыки.

Пятое – новые маркеры качества вместо международных аккредитаций. Для российских программ MBA вопрос международных аккредитаций (AMBA, EFMD, AACSB) встал особенно остро. Если доступ к ним ограничен, нужен новый способ подтверждать уровень программы. Возможно, стоит построить рынок на основе прозрачных метрик результатов обучения: трансформация карьеры, рост дохода выпускников, влияние на бизнес. Такой подход может оказаться даже сильнее формальных аккредитаций.

Таким образом, MBA будущего – это не просто набор модулей и контактов с профессорами. Это экосистема, где обучение продолжается между модулями, а искусственный интеллект встроен во все дисциплины; где преподаватели становятся стратегическим активом, а занятия ориентированы на практику; где качество программы измеряется не аккредитациями, а реальными результатами выпускников. Только такие программы будут иметь шанс оставаться востребованными в ближайшее десятилетие. И самое главное – MBA должно стать не «дипломом ради диплома», а опытом, который меняет человека, его компанию и его жизнь.

Другие новости

1/6

Остался последний шаг:)

Проверьте почту: мы выслали письмо для подтверждения подписки.