Президентская академия совместно c НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» провели презентацию и обсуждение результатов научного исследования «Подготовка предложений по защите российского рынка цемента от импорта», выполненного в 2024 году Академией по инициативе НО «СОЮЗЦЕМЕНТ». Как показало исследование, любое резкое наращивание импорта приведет, в самом плохом сценарии, к совокупным потерям экономики до 52,6 млрд руб. в год, а также к закрытию 44 российских цементных заводов.
Эксперты Президентской академией провели оценку современного состояния цементной промышленности России, определили специфику региональной сегментации рынка, детально изучили ситуация в странах-импортерах. Также были проанализированы актуальные показатели развития отрасли, выявлены новые тренды, связанные с динамикой жилищного строительства и тенденциями во внешней торговле цементом. В ходе исследования проведено сценарное моделирование резкого наращивания импорта на рынки отдельных макрорегионов РФ из разных государств, подготовлены предложения по введению защитных мер.
Со вступительным словом к участникам круглого стола обратился проректор по науке Президентской академии Артур Азаров: «Академия исторически является ключевой организацией по реализации научно-исследовательских работ и методическому обеспечению деятельности органов государственной власти. Но для нас также важно взаимодействие с бизнесом. И «СОЮЗЦЕМЕНТ» стал первой ласточкой – исследование, проведенное по его инициативе, напрямую касается интересов бизнеса. Особо хочу отметить, что это прикладная работа, результаты которой лягут в основу конкретных мер по защите российского рынка цемента от импорта».
Исполнительный директор НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» Дарья Мартынкина привела основные показатели цементной отрасли за 2024 год: произведено 65 млн тонн цемента, что на 3,1% больше чем в 2023 году, при этом проектные производственные мощности составляют 104 млн тонн. Импорт в 2024 году составил 3,7 млн тонн и вырос на 8,9% к предыдущему году. Импорт растет темпами, опережающими рост рынка.
«Производство цемента на территории государства в достаточном количестве является необходимым условием его суверенитета, недостаток собственного цемента может стать основанием для внешнего влияния и сдерживающим фактором в развитии страны», – констатировала Дарья Мартынкина.
Экспансия импортного цемента на рынок Российской Федерации не говорит о том, что российский цемент неконкурентоспособен, – подчеркнула Дарья Мартынкина. – Однако в странах-импортерах многие затраты либо субсидируются государством, либо их стоимость для производителей ниже, чем в России, особенно при пересчете по паритету покупательной способности. Также в этих странах может быть более лояльная система налогообложения и кредитная политика для производственных предприятий. Таким образом, многие элементы структуры себестоимости дешевле в странах-импортерах, что делает себестоимость российского цемента более высокой. Очевидным преимуществом в странах-импортерах является более высокая загрузка мощностей. В Российской Федерации за последние десять лет этот показатель составил не более 61%.
«Буквально за два года с небольшим года доля импорта на российском рынке цемента выросла с 2,5% до более чем 5%. Одновременно сократились и не растут объемы экспорта цемента, – заявил автор исследования, директор научно-исследовательского центра пространственного анализа и региональной диагностики ИПЭИ Президентской академии Дмитрий Землянский. – Это связано, во-первых, с перенаправлением в Российскую Федерацию импортного цемента из Республики Беларусь, которая оказалась отрезанной от рынка Европейского Союза. Во-вторых, достаточно большой объем импорта поступает из Ирана в Северо-Кавказский и Южный федеральные округа через порты Махачкала и Астрахань. В позапрошлом году в России появился импортный цемент из Вьетнама, а в прошлом году - из Китая в Сахалинской области».
В случае умеренного сценария – при вытеснении иранского цемента из ряда стран Центральной Азии – объем импорта в Российскую Федерацию может вырасти до 5 млн тонн, в случае активизации импорта из Китая объем ввоза цемента в Российскую Федерацию может превысить 16 млн тонн. «При таком шоковом сценарии под риском остановки оказываются 44 российских цементных завода», — сказал Дмитрий Землянский. Он отметил, что Российской Федерации выгоднее реализовать меры поддержки для цементной отрасли, чем ликвидировать последствия шокового сценария роста импорта цемента в страну.
Как показало исследование, любое резкое наращивание импорта приведет к совокупным потерям экономики Российской Федерации. В случае стечения всех неблагоприятных факторов потери в экономике в целом составят до 52,6 млрд руб. в год, в том числе прямые потери государства от недополученных налогов и сборов – до 15,4 млрд руб. в год.
Эксперт Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России Елена Стоянова привела результаты анализа мер торговой политики стран, которые поставляют или когда-либо поставляли цемент в Российскую Федерацию - Белоруссии, Вьетнама, Египта, Казахстана, Китая, Ирана, Турции, а также Армении. Во всех исследованных странах выявлены меры торговой политики, доступные, в том числе для поддержки национальных производителей цемента. Кроме того, ряд стран используют проактивную линию в защите внутренних рынков, вводя антидемпинговые меры против недобросовестного импорта со стороны иностранных поставщиков.
Елена Стоянова озвучила меры, которые могут быть применены для защиты российских производителей, в том числе с учетом членства Российской Федерации в ЕАЭС, среди которых наиболее оптимальным вариантом представляется введение антидемпинговой меры на срок до 5 лет.
К иным мерам, которые могут быть рассмотрены для стабилизации внутреннего рынка России, она отнесла также автоматическое лицензирование, временный запрет на ввоз в Россию и ЕАЭС в целом, а также субсидирование транспортировки по территории России.
Исполнительный директор ОЮЛ «Казахстанская ассоциация производителей цемента и бетона «QazCem» Ербол Акымбаев подчеркнул: «Риски, которые в отношении России оцениваются как гипотетические, в Казахстане уже реализовались. В результате давления импорта закрылся один цементный завод, возможно закрытие еще трех. Это не только экономическая проблема, но и социальная – сотрудники цемзавода в Жамбылской области остались без зарплаты за уже отработанное время и без работы». Он обратил внимание на необходимость принятия предупредительных мер по защите рынка ЕАЭС от импорта цемента.
Участники круглого стола отметили значимость, своевременность, научную и практическую ценность исследования, а также важность действий, направленных на заблаговременное предупреждение негативных эффектов для экономики Российской Федерации.