Назад

III международная междисциплинарная конференция «Механизмы культуры: скрытое и очевидное»

III международная междисциплинарная конференция «Механизмы культуры: скрытое и очевидное»

14–18 апреля 2025 года в Институте государственной службы и управления (ИГСУ) Президентской академии состоится III Международная междисциплинарная научная конференция «Механизмы культуры: скрытое и очевидное» (на материале отечественной и зарубежной культуры). Организатор – отделение продюсирования и культурной политики.


Конференция посвящена значимой и актуальной проблеме выявления и анализа механизмов функционирования культуры в синхронном и диахронном аспектах на примере произведений литературы, живописи, музыки, кино, сферы медиа и рекламы.

Темы конференции
  • Имплицитные и эксплицитные процессы в культурном пространстве
  • Взаимодействие микро- и макроистории и проблемы культурной интеграции
  • Межкультурная коммуникация и культурное посредничество
  • Исторический и культурный факты, их рецепция, интерпретация и презентация
  • Лингвистическая и культурная апроприация и ассимиляция
  • Культурная генеалогия и лакуны в истории культуры

Как тысячелетний мифологический сюжет становится сценарием для кинокомикса? Случайность или закономерность стоит за внезапной популярностью явления культуры? Как прошлое отзывается в настоящем и позволяет прогнозировать будущее? Что скрывают тёмные места и белые пятна мировой культуры?

По итогам конференции планируется издание коллективной электронной монографии.

ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ:

14 апреля

Открытие и пленарное заседание

15–16 апреля

Основная секция с участием литературоведов, лингвистов, культурологов, искусствоведов, социологов, историков, семиологов, переводчиков и аспирантов

17–18 апреля

Студенческая секция



Подробнее тг-канал


Формат: смешанный

Рабочие языки: русский, английский

Проезд и проживание – за счёт командирующей стороны

Контакты организаторов: mech2025@yandex.ru

Отправить заявку до 11 апреля 2025 года

Онлайн-форма

Организационный комитет конференции
Председатель:
Корнилова Лидия Леонидовна, заведующая отделением продюсирования и культурной политики ИГСУ РАНХиГС. Заместитель главного редактора журнала «Государственная служба». Куратор программ бакалавриата «Журналистика креативных индустрий» и специалитета «Продюсер мультимедиа; Продюсер кино и телевидения» (РФ).

Оргкомитет:
Саломатин Алексей Владимирович, кандидат филологических наук, доцент, и.о. зав. кафедрой управления культурной политикой ОПиКП ИГСУ РАНХиГС, мастер курса программы бакалавриата «Журналистика креативных индустрий», литературовед, поэт, переводчик, критик, редактор, лауреат премий журналов «Октябрь» (2013) и «Вопросы литературы» (2019) (РФ)

Амелин Максим Альбертович, поэт, переводчик, литературный критик, издатель, главный редактор издательства «ОГИ», лауреат Премии Президента Российской Федерации за вклад в укрепление единства российской нации (2020), премии «Поэт» (2017), Премии Александра Солженицына (2013) и др. (РФ)

Куллэ Виктор Альфредович, кандидат филологических наук, доцент, руководитель творческой мастерской поэзии в Литературном институте им. А.М. Горького, поэт, переводчик, литературовед, редактор, сценарист, лауреат премий журналов «Новый мир» (2006), «Иностранная литература» (2013) и «Дети Ра» (2016), премии «Lerici Pea Mosca» (2009), Новой Пушкинской премии (2016), премии «Венец» (2017) (РФ)

Мартынов Дмитрий Евгеньевич, доктор исторических наук, доцент, профессор Казанского федерального университета, синолог, википедист, эксперт РАН, лауреат Вики-премий (2012, 2014–2015 и 2017–2021) (РФ)

Скворцов Артём Эдуардович, доктор филологических наук, профессор Казанского федерального университета, поэт, литературовед, литературный критик, дипломант премии «Anthologia» (2011) и XV всероссийского конкурса региональной и краеведческой литературы «Малая родина» в номинации «Люди нашего края» (2019), лауреат литературных премий «Эврика» (2008), «Белла» (2016) и «Книга года» (2017) (РФ)
Проблематика конференции
«Изменения в жизни человека за последние 10 000 лет, не говоря уже об изменениях за последние 10 поколений, слишком велики, чтобы их можно было объяснить одним лишь дарвинистским механизмом эволюции генов. Эти изменения сохраняются также благодаря ускоряющемуся наследованию приобретенных характеристик через культурный, а не генетический механизм» (Э. Хобсбаум, «В защиту истории»).

Очевидно, что продуктивное развитие культуры, понимание текущей социокультурной динамики, равно как и плодотворная межкультурная коммуникация возможны лишь при наличии целостного и внутренне непротиворечивого представления о культурном наследии с учётом имманентных структур, внутреннего многообразия взаимодействующих гомо- и гетерогенных элементов и систем, а также инкорпорированности в общемировой процесс. Дискретный анализ культурных феноменов часто приводит к игнорированию генеалогии, искажению общих пропорций и возведению в ранг доминант стохастически выбранных компонентов, что чревато неверными умозаключениями даже на основании верных эмпирических наблюдений.

Борис Ярхо отмечал: «(…) можно с уверенностью сказать, что непрерывность естественных рядов в литературе является законом, (…) если удается провести абсолютную границу между смежными явлениями, то это означает, что исследователь еще не знает промежуточных форм, что они еще не открыты» (Б.И. Ярхо, «Методология точного литературоведения»). Представляется справедливым экстраполировать этот тезис и на иные области культуры. Таким образом, одной из основных задач учёного-гуманитария становится восстановление означенной непрерывности рядов, то есть – устранение белых пятен и выявление паттернов и причинно-следственных связей в историко-культурном и социокультурном пространстве, что позволит прояснить генетические и эволюционные процессы, в нём протекающие. «Установление литературного генезиса поэта, его литературных источников, его родства и происхождения сразу выводит нас на твердую почву» (О.Э. Мандельштам, «Барсучья нора»).

Выявление культурной генеалогии напрямую связано и с проблемой идентичности, одной из наиболее значимых в современном мире. «Те основания, которые мы под себя как бы подкладываем, чтобы стать людьми, ищутся через выхождение человека за свои собственные природные рамки или границы» (М.К. Мамардашвили, «Введение в философию»).

Пренебрежение методами точных наук в науках гуманитарных опасно подменой фундаментального научного знания умозрительными конструктами и мифами, через призму которых воспринимаются историко-культурные и социокультурные процессы, что не только продуцирует деформацию иерархий и когнитивные искажения при рецепции культурных артефактов, но и открывает пространство для аксиологического релятивизма, спекулятивных концепций и манипулятивных практик. «Последние тридцать лет стали золотым веком массового порождения эмоционально окрашенных исторических фальсификаций и мифов» (Э. Хобсбаум, «В защиту истории»). Выявление объективных закономерностей и универсалий в пространстве культуры тем более важно с учётом роли субъективного начала в творческой деятельности. М.И. Шапир отмечал принципиальную разницу «между опровержимостью точного универсального знания в естественных и гуманитарных науках: в первых она потенциальна (…), а во вторых – всегда актуальна (количественный закон в области, управляемой и контролируемой человеком, по его соизволению нарушается немедленно)» (М.И. Шапир, «О возможностях и границах “точных методов” в гуманитарных науках»).

В свете сказанного особую значимость приобретает дефрагментация современного гуманитарного знания, в том числе – междисциплинарный подход и диалог, на формирование которых также нацелена предстоящая конференция.
111


Другие новости

1/8

Остался последний шаг:)

Проверьте почту: мы выслали письмо для подтверждения подписки.