На семинаре в Президентской академии представили актуальные данные о динамике притока иностранных студентов в российские вузы и ключевые вызовы, с которыми сталкивается экспорт отечественного образования. Участники обсудили специфику притока иностранных студентов, изменение географии образовательного спроса и ключевые факторы, влияющие на привлекательность российских университетов для зарубежных абитуриентов.
Директор Центра экономики непрерывного образования Татьяна Клячко представила анализ динамики численности иностранных студентов в российских вузах. По ее данным, несмотря на выход России из Болонской системы, поток учащихся из-за рубежа продолжает расти.
«Вузы Республики Татарстан обогнали Санкт-Петербург по объему финансовых поступлений от иностранных студентов, – отметила Татьяна Клячко. – Это стало возможным благодаря активному развитию программ специалитета и магистратуры, которые пользуются особым спросом у зарубежных абитуриентов».
Также эксперт отметила положительную динамику в Приморском крае и Калининградской области, где после спада 2022 года наблюдается рост числа иностранных студентов. В то же время программы дополнительного профессионального образования (ДПО) остаются проблемной зоной – в вузах Санкт-Петербурга доходы от таких программ сократились в 4 раза по сравнению с 2019 годом.
Руководитель международного офиса Московского института психоанализа Лариса Тарадина выделила ключевые тренды развития экспорта российского высшего образования 2018–2024 годов. По ее данным, лидерами по численности иностранных студентов остаются Москва (41,3 тыс.), Санкт-Петербург (26,6 тыс.), Татарстан (16,7 тыс.), Томская область (11,4 тыс.) и Башкортостан (10,4 тыс.).
«В 2024 году на первое место по количеству иностранных студентов вышел Туркменистан, сместив Казахстан на вторую позицию. Китай занял третье место, а Узбекистан – четвертое», – отметила эксперт.
Особой популярностью у иностранцев пользуются медицинские и инженерные специальности. В лидирующих по числу иностранных студентов регионах высокой популярностью пользуются бакалаврские программы, в вузах Москвы и Санкт-Петербурга выраженным является спрос на магистратуру, в остальных регионах чаще выбирают программы специалитета.
«Привлекательность российского образования для иностранцев во многом зависит не только от качества обучения, но и от условий проживания, – подчеркнула Лариса Тарадина. – Многие абитуриенты ориентируются на отзывы уже обучающихся студентов».
Участники семинара обсудили представленные данные и возможные меры для усиления позиций российского образования на международной арене.