К 100-летию Президентской академии была проведена огромная архивная работа. В соответствии с задачей, поставленной ректором РАНХиГС Владимиром Мау, доктор юридических наук, профессор Высшей школы правоведения ИГСУ Константин Краковский и доктор философских наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления ИГСУ РАНХиГС Татьяна Иларионова шаг за шагом исследовали страницы истории Академии, начиная еще с ее дореволюционных вузов-предшественников. Институт красной профессуры (ИКП), Высшая партийная школа, Академия общественных наук и т.д. – их миссией была подготовка кадров управления, формирование новой элиты, вместе с которой менялась наша страна. Сегодня эту миссию наследовала РАНХиГС.
– Константин Петрович, какие исторические периоды Вам с Татьяной Семеновной пришлось исследовать?
– Задачи были распределены между нами следующим образом. Я отвечал за исследование «предыстории» – истории дореволюционных вузов, которые готовили государственных служащих и специалистов народного хозяйства. Далее – изучение истории Коммунистического университета им. Свердлова (1918–1937 гг.), Института красной профессуры (1921–1938 гг.). К моей части работы также относилась история Академии общественных наук при ЦК КПСС (1978–1991 гг.). В свою очередь, Татьяна Семеновна Иларионова исследовала историю Всесоюзной промышленной академии (1925–1940 гг.), Высшей партийной школы при ЦК ВКП (б) (1939–1978 гг.), Академии общественных наук при ЦК ВКП (б) (1946–1978 гг.) и Российской академии управления (1991–1994 гг.), и, наконец, Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (1994–2010 гг.). Любое государственное учреждение оставляет следы: личные дела, протоколы всевозможных заседаний, фотографии – в архивах сохранились огромные фонды этих учреждений.
– В каких архивах вам довелось работать?
– В частности, в главном архиве страны — Государственном архиве РФ, бывшем архиве Октябрьской революции, где сохранилось очень много университетской литературы. Большая работа была проведена в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ), бывшем Институте марксизма-ленинизма. Очень интересен Архив новейшей истории (РГАНИ), бывший Архив президента РФ. К сожалению, о нем мало знают и редко его используют. Дело в том, что документы там относительно свежие – преимущественно партийные документы и документы высших государственных органов власти, начиная от времен Хрущева, они были рассекречены только в 90-е годы. Здесь, кстати, мне посчастливилось найти любопытнейший документ: протокол заседания Секретариата ЦК КПСС 1978 года, на котором рассматривался вопрос объединения Высшей партийной школы с Академией общественных наук и создания на их основе Академии общественных наук при ЦК КПСС. Участники заседания обсуждают, как назвать новое учреждение, кто будет назначен ректором, кому в нем учиться и т.д. Это основные архивохранилища, в которых можно найти документы по вузам-предшественникам Президентской академии.
– Насколько велик объем проработанного вами материала?
– Мы с Татьяной Семеновной отсмотрели сотни дел, а фонды, в которых нам приходилось работать, насчитывают их тысячи – можно работать годами. Мы, конечно, старались отбирать наиболее важные приказы, протоколы, уставы. Очень много интересных личных дел. Так, например, я с огромным интересом ознакомился с яркими выступленями видного советского экономиста Ивана Кузьминова – отца бывшего ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова, заведовшего кафедрой политэкономии в Академии общественных наук при ЦК КПСС.
– Какие открытия Вас особенно впечатлили?
– В архивах попадается большое количество удивительных историй, среди них – и забавные, и трагические страницы. Одна, например, такая. Первым ректором института Красной профессуры стал в 1921 году Михаил Николаевич Покровский, глава марксистской исторической школы. Перешел он на эту должность с поста заместителя наркома просвещения РСФСР. И вот, спустя четыре года речь зашла о необходимости передавать институту общежития. Покровский пошел к нотариусу заверить копии документов, а тот ему и говорит: «А откуда я знаю, что вы ректор?». И тут Покровский с ужасом вспоминает, что никакого документа о его назначении не было. Начал звонить в Народный комиссариат просвещения, они там в срочном порядке собрали по телефону заседание коллегии и в результате выдали ему нужную справку. Четыре года человек возглавлял институт без официального назначения, так сказать, под партийным прикрытием. И никому, кроме простого нотариуса, даже в голову не пришло потребовать у него документы, ведь партия сказала: «надо».
Директор ИКП, профессор-историк М.Н. Покровский (1868–1932.) возглавлял Институт красной профессуры
с 1923 по 1932 гг.
Или, скажем, история Генерального прокурора, а затем министра юстиции СССР Константина Петровича Горшенина. Я обнаружил, что он был студентом Института Красной профессуры, и во время обучения его отправили на практику в Казахстан. В то время, кстати, практика была очень серьезной – абсолютно реальная работа с высоким уровнем ответственности. По справкам практикантов потом реформы проводили, представляете? И вот Горшенин написал для ЦК справку о необходимости прекращения кочевого образа жизни казахов. Документ попал в руки какому-то большому чину, и в нем усмотрели правый оппортунизм. Времена были сложные, середина 30-х – закрутилось дело. Пришлось бедняге потом отписываться и уверять партийные органы в своем раскаянии. В результате Горшенин был прощен, а через несколько лет дорос до Генпрокурора СССР.
Интересных дел пришлось отсмотреть множество – яркое, неистовое время, столько невероятных человеческих судеб. Например, запомнилось дело одного из студентов, окончивших юридический факультет Института красной профессуры. Слушайте, у него такой жизненный путь – его в романах можно описывать! Молодой человек участвовал Первой в мировой войне, попал во Францию, потом очутился в Африке, вернулся в Россию, из России попал в Америку, затем в Турцию – вот так колесил по миру, а потом снова оказался в России, поступил в Институт красной профессуры, успешно закончил его и впоследствии работал юристом, а коллеги о его прошлом наверняка даже и не догадывались.
– Наверняка вам не удалось миновать и страшную страницу – Большой террор 30-х годов…
– К этой теме я отношусь с большим волнением, и конечно, столкнулся с множеством свидетельств об этом жестоком времени. Многие выпускники Института красной профессуры были репрессированы, «великая чистка» прошлась катком по интеллигенции, в значительной мере коснулась и преподавателей. Философский факультет был разгромлен – расстреляли до двадцати доцентов и профессоров, докторов наук. Несколько человек – на экономическом факультете, на правовом отделении. Я нашел «расстрельный список» преподавателей Института Красной профессуры – около 120 человек. Напротив каждой фамилии стоит: «уволен с работы», но все они на самом деле были расстреляны – выдающиеся люди, блистательные юристы, экономисты, философы. Евгений Брониславович Пашуканис, классик юриспруденции, профессор Челяпов (Константин Петрович, кстати, увидела, что среди его основных трудов значится: «Чистка как метод борьбы за пролетарский госаппарат» (1932)»), профессор Берман, профессор Клявс-Клявин... Я нашел протокол допроса, в котором некто обвиняет фактически все руководство Института советского строительства и права (в 1931 году Институт красной профессуры разделился на 10 разных институтов, и это был один из них) в создании контрреволюционного заговора, возглавляемого Пашуканисом. Расстреляли и директора экономического института. Обо всем этом рассказываю студентам в своих лекциях. Мне кажется, мы должны знать и помнить не только блистательные, но и трагические страницы истории.
– Приобщаете ли вы студентов к архивной работе?
– Обязательно, и это обычно их очень впечатляет. В этом году я предложил декану Высшей школы правоведения Олегу Зайцеву отводить студентов малыми группами в ГАРФ, и в ГАРСПИ, и в РГАНИ. Архивисты прочтут им небольшие лекции об архивном деле и покажут подлинники документов. Когда ты держишь в руках партийный билет Сталина, или доклад Хрущева на XX съезде партии (тот самый, который в свое время держал во время выступления сам Никита Сергеевич), это вызывает невероятные ощущения. Студенты подтверждают: живое прикосновение к истории – это очень захватывающе!