Назад

Новый выпуск журнала «Шаги»

Новый выпуск журнала «Шаги»

Вышел в свет очередной выпуск журнала «Шаги / Steps».

Рубрика «Личность — биография — сообщество», открывающая номер, посвящена исследованиям слабоструктурированных сообществ. В статье Анны Серегиной рассматриваются «новостные письма» — своеобразные информационные каналы, с помощью которых члены клиентелы графини Шрусбери передавали ей нужные сведения, тем самым поддерживая живую связь с патроном. Проблема клиентелы затрагивается и в статье Александра Лифшица, который, отталкиваясь от любительского стихотворения, написанного по случаю 15-летия свадьбы генерал-прокурора Вяземского, восстанавливает биографию его подчиненного Ивана Ивановича Шильта, доморощенного поэта и нечаянного литературного критика. Галина Зеленина анализирует ситуацию неуспешной коммуникации между воображаемым «патроном» — еврейским государством — и советским сионистом С. Б. Дольником, распространителем и производителем самиздата. Наконец, Наталья Пушкарева задается вопросом, почему внутри академического сообщества практически нет женских династий.

Вторая рубрика объединила статьи, авторы которых сосредоточили внимание на искусстве в новом идейном пространстве. Статья Маргариты Воробьевой и Елены Кочуховой посвящена тому, как менялось отражение в игровом кино 1920–1930-х годов садов и парков. Т. К. Аллахвердиев и О. Н. Сыч на западноевропейском материале последней трети XX в. и российском материале 2010-х годов выявляют три формы взаимодействия представителей радикального искусства с институциями (прежде всего культурными): статичную, маневрирующую и аллергическую. Вера Замыслова, обращаясь к концепции публичной сферы Хабермаса, демонстрирует, как изменялись художественные стратегии отечественных акционистов применительно к использованию пространства и набору зрителей. Ольга Дьяченкова рассматривает обусловленные экологическими задачами новейшие биоинтегрированные дизайнерские практики, понимаемые как сотрудничество с природой и ее нечеловеческими акторами. Анастасия Пронина, отталкиваясь от концепции фотографии Руйе, предполагающей четыре функции фотографии (документ, выражение, инструмент и материал), применяет эту концепцию к фотографике, или фотографии в дизайне, на примере обложек музыкальных альбомов последней трети XX — первых десятилетий XXI в. Наконец, статья Артемия Плеханова, возвращающая нас к периоду 1920–1930-х годов, посвящена генезису популярного в эти годы персонажа советских комиксов Евлампия Надькина.

Авторы следующей рубрики, «“Сталинская архитектура”: ревизионистский поворот», обсуждают такие важные проблемы, как эвристический потенциал применения к советскому историко-архитектурному дискурсу постколониальной теории; традиционные и инновационные подходы, которые обещают наибольшее приращение знания, а также саму возможность универсальной исследовательской парадигмы в сегодняшней науке.

Статья Евгении Конышевой сосредоточена на анализе современных трендов в изучении истории советской архитектуры 1930–1950-х годов. Автор систематизирует наиболее перспективные исследовательские стратегии и рассматривает причины происходящих на наших глазах поисков новой методологии. Статья призвана восполнить одну из существенных лакун в авторефлексии Ильи Печёнкина отечественной архитектурной науки и рассматривает проблемы изучения архитектуры сталинских десятилетий на протяжении всей первой четверти XXI в. В статье Вадима Басса впервые вводится в научный оборот большой корпус архивных материалов, связанных с подготовкой «Краткого курса истории советской архитектуры» в 1940–1950-е годы.

Проблематику архитектурной рубрики продолжают рецензия на книгу Молока о Давиде Аркине, написанная Вадимом Бассом, и размещенная в соответствующем разделе серия небольших интервью с ведущими специалистами по истории советской архитектуры. В них авторы ряда влиятельных книг и статей последних лет, кураторы выставок, создатели университетских курсов и научно-популярных проектов подхватывают начатое в статьях обсуждение перспектив и актуального инструментария в исследованиях советской архитектуры первой половины XX в., рассуждают о продуктивности идеологической рамки и методологии, связывающей архитектурные процессы с запросами власти, о влиянии институциональной теории и проблематики центра/периферии, о приоритетах микроисторического подхода и о месте советской архитектуры в общемировом художественном процессе.

В разделе «Публикации источников» представлены эго-документы XVII и начала XX в.: три письма, подписанные королевой Франции Анной Австрийской, извлеченные из российских архивов (Владимир Шишкин), и отрывки из черновиков Короленко, свидетельствующие об отношении писателя к Иоанну Кронштадтскому (Армен Геворкян и Михаил Строганов).

Раздел «Рецензии», кроме упомянутого выше текста о Давиде Аркине, содержит также рецензии на три англоязычных издания: книгу Хермана Пола об относящихся к разным эпохам концепциях «научной добродетели», книгу Дж. А. Уолклейт о темпоральности музея и сборник статей, посвященных образу Медеи в европейском искусстве Нового времени.

Остался последний шаг:)

Проверьте почту: мы выслали письмо для подтверждения подписки.