Нужен ли особый отбор кандидатов на обучение по программам, связанным с социальной архитектурой, уместны ли такие программы в бакалавриате или только в магистратуре и ДПО, и какие из существующих учебных курсов Президентской академии подходят для подготовки таких специалистов. Эти и другие вопросы обсуждались в рамках научно-методической конференции «Социальная архитектура: исследовательские практики и образовательные стратегии», прошедшей в Академии.
Данная конференция стала первой в цикле мероприятий, посвященных вопросам развития концепции социальной архитектуры. Задача первой встречи, «Исходя из лучших практик, обсудить принципы организации работы по формированию содержательного ядра программ магистратуры и ДПО в области социальной архитектуры», – отметил координатор проекта «Социальная архитектура» в Президентской академии Антон Назаров.
«Перед нами стоит задача сформулировать ответ на вопрос, что из себя может представлять содержательное и тематическое ядро, раскрывающее суть феномена социальной архитектуры. Мы с вами используем целый ряд подходов и концепций при преподавании студентам курсов, касающихся изучения социальных систем, протекающих в них политических, социальных, экономических, культурных процессов. На какие теории и концепции мы уже можем опираться, а какие, возможно, требуют доработки для того, чтобы можно было сформировать необходимую будущим социальным архитекторам систему знаний и имплементировать таковую в соответствующие программы подготовки?» - обратился к участникам проректор Президентской академии, научный руководитель проекта «ДНК России» Андрей Полосин
О практике и предложениях по реализации образовательных программ магистратуры по направлению «Государственное и муниципальное управление» в рамках подготовки специалистов в области социальной архитектуры рассказал замдекана факультета государственного и муниципального управления Алексей Борисенков: в той или иной степени мы уже обучаем студентов «социальной архитектуре. Среди наших магистрантов - государственные гражданские и муниципальные служащие, работающие в структурных подразделениях в области внутренней политики, руководители НКО, общественных объединений и молодежных движений, руководители социальных программ и проектных организаций коммерческого сектора.
Отвечая запросу, мы просмотрели всю нашу текущую работу через призму «социальной архитектуры» и концентрированно выделили знания и умения, которые могут отвечать образовательному запросу социальных архитекторов. Предлагаемые к использованию при подготовке образовательных предложений дисциплины были представлены следующими тематическими блоками: «Основы государственной политики и управления», «Социологические исследования и политический анализ в госуправлении», «Психология и кадры в политическом управлении», «Культурная политика и социокультурное проектирование»; «Межнациональные и межконфессиональные отношения»; «Технологии политического управления и социальной мобилизации»; «Социальные коммуникации, связи с общественностью, коммуникационный консалтинг»; «Стратегическое и проектное управление развитием территорий».
Об аналогичной работе на направлении «Медиакоммуникации» рассказала завотделением продюсирования и культурной политики факультета журналистики Лидия Корнилова. Еще с 2019 года здесь готовят специалистов, продюсирующих социальные изменения, продвигающих привлекательный образ страны, готовящих крупные значимые для общества и страны мероприятия и события. «С учетом встраивания подготовки социальных архитекторов во все программы социально-гуманитарного блока Президентской академии, необходимо подумать о создании соответствующего Учебно-методического центра. Хотелось бы, чтобы Академия стала Центром содержательной экспертизы по данному направлению», – подытожила Лидия Корнилова.
На направлении подготовки «Политология» уже модернизирован ряд программ для следующего набора магистрантов с точки зрения социальной архитектуры, рассказал руководитель программы магистратуры «Политические управление» Сергей Маргулис. В их числе программы проекта «Управление стратегическими коммуникациями», задача которых связана с подготовкой специалистов в области проектирования информационно-политического пространства, способных эффективно решать задачи в области защиты социокультурного и информационного суверенитета России.
О готовности системы ДПО к подготовке социальных архитекторов рассказал академический директор программы Центра политических коммуникаций и компетенций Игорь Школьников. Эксперт поделился опытом разработки программы «Мастер-практик социальной архитектуры» для победителей Конкурса социальных архитекторов. Программа состоит из 6 модулей. Недавно завершился базовый модуль, направленный на знакомство слушателей с внутренними и внешними вызовами, стоящими перед современным российским обществом. В феврале стартует модуль, посвященный формированию у победителей Конкурса компетенций по генерации идей.
Промежуточные итоги обсуждения подвел референт Управления Президента России по общественным проектам Владимир Костеев: «Социальные архитекторы как специалисты должны уметь ответить на вызовы, которые ставит время. Для этого они должны обладать как знаниями по праву, социологии, психологии, государственному управлению, так и практическими навыками. Например, работе в условиях стресса и конфликта, организации сообществ, взаимодействию с непростыми категориями населения. Помимо знаний, им важно обладать устойчивым ценностным ядром. Такие запросы к подготовке социальных архитекторов предьявляют особые требования к системе образования, что возможно потребует серьезного пересмотра существующих подходов к образовательному процессу».
Участники конференции сошлись на том, что социальный архитектор – не выпускник бакалавриата, а «человек второго этапа жизни» с базовой подготовкой и серьезным жизненным опытом. Фокус системной работы Академии по разработке линейки образовательных предложений для социальных архитекторов будет сосредоточен на глубокой проработке, прежде всего, содержательного и концептуального наполнения образовательных программ уровня магистратуры и дополнительного профессионального образования.