Назад

Президентская академия подвела итоги научных работ по подготовке госслужащих

Президентская академия подвела итоги научных работ по подготовке госслужащих

Научно-образовательный центр развития образования Президентской академии провел цикл научно-практических семинаров по обсуждению результатов научно-исследовательских работ, выполненных центром в 2025 году. Ключевые темы исследований: модели реализации программ по подготовке государственных служащих и анализ образовательного процесса и научно-методическое обоснование и проектирование образовательных технологий для подготовки госслужащих.

Первый блок семинаров был посвящен итогам работы по теме «Разработка модели реализации преемственных программ среднего общего, среднего профессионального и высшего образования в сфере подготовки госслужащих». Руководитель НИР, директор Центра Владимир Блинов сделал акцент на теме преемственности целей и непрерывности образования. При этом носителем преемственности, подчеркнул спикер, выступает сам обучающийся: комплекс его компетенций, знаний, умений, навыков, отвечающих требованиям социального заказа, его готовность к эффективному решению профессиональных и более широких жизненных задач.

«Этот тезис часто вызывает недоумение и даже отрицание в педагогическом сообществе, привыкшем рассматривать преемственность только как преемственность содержания образовательных программ. Однако в контексте непрерывности образования, быстрых технологических изменений, неопределенности современного мира в целом человеку важно понимать и адекватно оценивать свой образовательный потенциал и определять пути самообразования и профессионально-личностного развития. Эти навыки постепенно должны развиваться на разных ступенях образования», – подчеркнул Владимир Блинов.

Одним из важных практических результатов, ориентированных на внедрение в практику деятельности Президентской академии, стал Проект типового плана стратегического развития подразделения, реализующего программы СПО. В ходе дискуссии было решено продолжить эту работу в 2026 году за рамками выполнения НИР. Также высказывались предложения продолжить в 2026 году развитие темы преемственности, касающейся не только подготовки госслужащих, но и современных специалистов в целом.

Второй блок охватил итоги темы НИР «Комплексный психолого-дидактический анализ образовательного процесса и программ подготовки госслужащих». Содокладчики Владимир Блинов и ведущий научный сотрудник Центра Ирина Попова представили сложное разностороннее и многофакторное исследование на уровне учебно-программной документации и «живого» образовательного процесса подготовки госслужащих в московском кампусе и трех филиалах Академии в Подмосковье, Нижнем Новгороде и Владимире.

Исследователи проанализировали более 160 документов и 30 занятий, провели интервью и анкетирование с 26 преподавателями и 402 студентами. Дана оценка организационно-методического и психологического обеспечения образовательного процесса подготовки госслужащих, проанализированы все элементы от целеполагания до контроля и оценки результатов обучения. Анализ показал «разрывы» между содержанием документов на уровне образовательной политики и образовательных программ и практикой педагогической деятельности. В итоге от 1 к 4 курсу снижается уровень активности и социальной ориентированности студентов, хотя 40% учащихся признают ценность образования для личностного развития. Важным практическим результатом НИР стала подготовка методрекомендаций и материалов по повышению эффективности образовательного процесса.

Участники третьего блока обсудили итоги НИР «Научно-методическое обоснование и проектирование андрагогических образовательных технологий». Ведущий научный сотрудник Екатерина Есенина представила результаты проведенного в I полугодии 2025 года теоретического и эмпирического анализа на основе научных публикаций и опроса взрослых слушателей и организаторов обучения по программам допобразования взрослых, дополнительным профессиональным программам и программам профобучения.

Подготовлены методрекомендации по проектированию образовательных программ для взрослых. Особое внимание уделено персонализации и поддержке внутренней мотивации, в том числе с использованием таких инструментов как микрообучение, геймификация, использование виртуальной и дополненной реальности, мобильных приложений, создание иммерсивной обучающей среды, применение ИИ. Дана характеристика моделей образования взрослых с использованием цифровых средств и технологий, причем, особо выделены модель смешанного обучения с ведущей ролью преподавателя и модель гибридного обучения с ведущей ролью обучающегося (самостоятельный выбор форм: аудиторное освоение, онлайн в реальном времени, самостоятельно с использованием контента образовательной платформы). Задача педагогического коллектива – обеспечить содержание для любого формата и помочь обучающимся выбрать наиболее подходящую траекторию освоения материала.

Один из главных выводов – необходимость создания условий для освоения навыков самооценки, самодиагностики, самоорганизации на ступенях среднего общего, среднего профессионального и высшего образования как основы для успешности непрерывности образования и профессионально-личностного развития взрослых. Участники дискуссии предложили продолжить исследование, включив в него проблематику самообразования взрослых.

Внешний эксперт, академик РАО Николай Подуфалов подчеркнул высокий уровень полученных научных результатов, требующих внедрения в практику образования и являющихся прочной основой для продолжения научных исследований.

Замминистра науки и высшего образования России Ольга Петрова признала работу удовлетворительной и выразила заинтересованность в результатах НИР по всем темам, отметив при этом важность и необходимость их практического применения.

Другие новости

1/8

Остался последний шаг:)

Проверьте почту: мы выслали письмо для подтверждения подписки.