Эксперты Президентской академии обсудили с учеными вузов ЮФО новые подходы к методическому обеспечению воспитательной работы с учетом ценностно-мировоззренческих нарративов. В центре общественно-профессионального обсуждения оказался проект разработки рамочного учебно-методического комплекса для вузов по направлению подготовки 39.03.03 «Организация работы с молодежью» (ОРМ). Научно-образовательный семинар прошел на базе Южного федерального университета.
С установочными докладом выступил начальник Управления сетевых и партнерских проектов государственной политики Президентской академии Александр Юхно: «Утвержденная в августе 2024 года Стратегия реализации молодежной политики в России на период до 2030 года заложила прочный фундамент для актуализации содержания и форматов подготовки специалистов по работе с молодежью. В этом контексте анализ и обсуждение указанных вопросов ведущими экспертами страны позволяет на системной основе спроектировать образ идеального результата в этой области», – отметил он.
«Как показывают результаты социологических исследований, сегодня важнее всего сосредоточиться на содержательной части, наполнении образовательных программ, которые будут отвечать запросам и интересам работодателя с учетом поставленных государственных задач перед системой реализации молодежной политики. Необходимо комплексно пересмотреть подход к подготовке специалистов по работе с молодежью. Сделать его более современным и практикоориентированным. Основными принципами и характеристиками результата нашей совместной деятельности должен стать фундаментальный документ, в основе которого будет заложена глубокая аналитическая работа, практикоориентированный подход и междисциплинарность», – задал основной вектор работы координатор направления «ОРМ» Минобрнауки России Алексей Агапонов.
Представляя проект рамочного учебно-методического комплекса для образовательных организаций высшего образования по направлению подготовки «ОРМ», команда Президентской академии начала с концепции проектирования основной образовательной программы по данному направлению и обобщения теоретико-методологических и идеологических подходов к социальному конструированию образовательной среды подготовки специалистов по работе с молодежью.
В концепции, как отметили эксперты, актуализируются особые социальные функции специалиста по работе с молодежью как организатора, аналитика, ментора и практика одновременно. Подготовка такого специалиста осуществляется в образовательной экосистеме, включающей наряду с образовательными организациями молодежные общественные движения, социальные организации, институты развития.
Одновременно разработчики представили матрицу профессиональных компетенций специалиста по ОРМ, а также базовый учебный план, разработанный на основе модульно-компетентностного подхода. Последний включает учебные модули, соответствующие приоритетным направлениям государственной молодежной политики, а также предполагает освоение междисциплинарных знаний. В их числе социальные науки, включая социологию и политологию, и психолого-педагогические компетенции.
Организатор работы с молодежью, в соответствии с замыслом разработчиков, выступает сразу в нескольких профессиональных амплуа. С одной стороны, он способен проводить социологические исследования, анализировать тенденции в молодежной среде, выступает организатором деятельностных практик, направленных на развитие человеческого капитала молодежи. С другой, является просветителем, воспитывающим молодежь в духе традиционных духовно-нравственных ценностей.
Также разработчики сформулировали предложения по педагогическому дизайну программ подготовки специалистов по работе с молодежью, отметив, что организация подготовки специалистов по работе с молодежью должна строиться на современных педагогических методиках, включающих проектное обучение, деятельностные практики, систему независимой оценки компетенций.
Кроме того, в соответствии с матрицей профессиональных компетенций разработана система учебных модулей, формирующих образовательную программу. Освоение данных модулей подтверждает определенный набор профессиональных компетенций, соответствующих комплексу задач и направлений в области молодежной политики.
В обсуждении проекта учебно-методического комплекса приняли участие более 40 экспертов из университетов Юга России, социальных и образовательных организаций-партнеров Образовательного кластера Юга России.
Эксперты рекомендовали проработать модель организации специалистов по ОРМ в формате межвузовских консорциумов с использованием существующего опыта проектирования и реализации сетевых образовательных программ. А с учетом доработки – утвердить проект рамочного учебно-методического комплекса для образовательных организаций высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 «Организация работы с молодежью».