Назад

Профессор Президентской академии Феликс Шарков выступил с докладом на форуме в Поволжье

Профессор Президентской академии Феликс Шарков выступил с докладом на форуме в Поволжье

Научно-просветительский форум Поволжского округа «Историческое просвещение как фактор государственного суверенитета в контексте глобальных вызовов» прошел на площадке Чувашской государственной филармонии в г. Чебоксары с участием ученых, законодателей, преподавателей истории, руководителей военно-патриотических, поисковых организаций и общественности. Президентскую академию представлял профессор Института государственной службы и управления (ИГСУ) Феликс Шарков.


Форум открыл руководитель Чувашской Республики Олег Николаев. Приветствовали участников глава Российского военно-исторического общества Владимир Мединский, председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку Анатолий Аксаков и другие официальные лица.

Панельную дискуссию модерировал эксперт Минорбнауки России Владимир Шулов. Вступительный доклад «Совершенствование информационно-коммуникационных механизмов обеспечения государственного управления в области исторического просвещения» представил заслуженный деятель науки России, профессор Феликс Шарков. Он акцентировал внимание на необходимости противодействия дискредитации российской истории, попыткам отрицания и умаления роли России в мировом историческом процессе. Ссылаясь не исследование ВЦИОМ, спикер отметил, что 18% респондентов полагают, что в западных источниках искажаются итоги Второй мировой войны, 10% опрошенных считают, что роль России в победе над фашизмом преуменьшается. Подмену понятий, придумывание истории назвали 11% участников опроса, примерно столько же – искажение истории Древней Руси и СССР. Чуть реже граждане отмечали скромные познания молодежи в истории и плохое преподавание предмета в школе. Опрос показал, что фальсификация истории в представлениях россиян не сводится исключительно к событиям Второй мировой войны.

«Некоторые медиа, например, учебники истории или исторические фильмы, намеренно создавались как исторические, – пояснил профессор. – СМИ, несущие в себе исторический контент, отображают артефакты исторической культуры, передают то, что воспринимается как исторически значимое и формируют определенную историческую культуру. Они полны вариантов использования истории».

Докладчик выделил задачи, связанные с формированием каналов получения достоверной исторической информации и обменом ею. Это борьба с угрозами и недружественными действиями иностранных государств, направленными на отрицание или преуменьшение исторического вклада России, с попытками деформации исторической памяти и искажения исторической правды и распространением ложных представлений о России. Фальсификация истории используется коллективным Западом и Украиной как оружие в информационной войне, подчеркивает автор доклада.


В ходе дискуссии Феликс Шарков привел примеры таких искажений. Так, в трудах востоковеда и путешественника, знатока китайского языка и одного из основоположников русской синологии, архимандрита РПЦ Иакинфа резкой критике подвергнуты попытки европейских католических миссионеров найти в китайских преданиях тождество с событиями библейской истории. Столь же резко священнослужитель критикует пангерманские теории о происхождении китайцев, в частности, утверждения немецких ученых, что племена Тянь-Шаня являются протогерманскими, показывая, что в них «даже запаху германского не было».

В заключение автор отметил, что определенные исторические СМИ активизируют и развивают историческое сознание индивидов.

«Историческое сознание современного человечества позволяет нам критически оценивать окружающий мир, расширение становится единственным способом достижения «истинного» знания, – резюмирует он. – С этой точки зрения, историческое сознание рассматривает историю в метаперспективе, становится концепцией, которая имеет дело с целостностью истории и историческим пониманием».

В дискуссиях форума участвовали ректор Чувашского государственного педагогического университета Игорь Кожанов, заведующая кафедрой коммуникационных технологий и менеджмента этого вуза Екатерина Ильина. Представитель Управления Президента России по государственной политике в гуманитарной сфере Юрий Никифоров раскрыл содержание единых государственных учебников истории. Актуальные вопросы практики исторического просвещения семей поднял член коллегии Минпросвещения России Алексей Гусев. В докладе профессора Вольского военного института материального обеспечения Сергея Постникова прозвучала тема художественных образов освобождения Беларуси в годы Великой Отечественной войны.

Член Общественной палаты Российской Федерации Рамиль Рахимов рассмотрел историю, как поле противостояния цивилизаций. Представитель Национального центра исторической памяти при Президенте России Валерий Кузьмин раскрыл задачи и перспективы сохранения исторической памяти.



Другие новости

1/8

Остался последний шаг:)

Проверьте почту: мы выслали письмо для подтверждения подписки.