С 2027 года Россия переходит на новую модель высшего образования с особым акцентом на знания, имеющие мировоззренческое значение. Проректор Президентской академии, руководитель проекта «ДНК России» Андрей Полосин рассказал об истории создания и роли модуля «Основы российского государства» при формировании единого социально-гуманитарного ядра, которое станет частью всех образовательных программ и будет обязательным для изучения на младших курсах всех вузов, независимо от направлений подготовки.
«Обязательным элементом высшего образования любого направления должна стать гуманитарная подготовка, отвечающая единым требованиям по всей стране. С этой целью предложена идея создания социально-гуманитарного ядра, главная задача которого – сформировать у учащихся, с одной стороны, осознанный патриотизм, основанный на знании России, с другой, критическое мышление, дающее резистентность от фейков», – отметил замминистра науки и высшего образования Константин Могилевский.
Помимо Основ российского государства, в социально-гуманитарное ядро новой модели отечественного высшего образования войдут еще два обязательных предмета: история России и философия. Уже принята концепция преподавания истории России в вузах, появился новый учебник. Аналогичная работа ведется по подготовке курса философии.
«Введен модуль Основ российской государственности, и мы допускаем его некоторое расширение в рамках ядра. ОРГ – совершенно новый курс, для введения которого потребовалась серьезная и глубокая работа по массовой переподготовке преподавателей», – подчеркнул Константин Могилевский.
Задача разработки такого междисциплинарного решения возникла еще в 2021 году, рассказал проректор Президентской академии, руководитель проекта «ДНК России» Андрей Полосин: «Во всех университетах мира в рамках нулевого или первого семестра реализуется обязательный курс, в рамках которого студенты изучают государственное устройство, исторические основания формирования государства, особенности культуры и построения общественной системы, ключевые мировоззренческие установки, существующие в этом обществе. Этот курс является как бы впускающим систему высшего образования».
Задачей модуля ОРГ в России было совместить позиции, сложившиеся в системе социально-гуманитарных наук, с потребностями образовательного процесса на 1 курсе, отметил проректор Академии. Однако решить ее на базе одной дисциплины было невозможно. Чтобы составить целостное и взаимосвязанное представление о сущности человека, общности, культуры, государства, политических процессов нашего общества, в эту работу требовалось включить представителей всего спектра социально-гуманитарных наук – экономистов, культурологов, философов, историков, социологов, политологов.
«В настоящее время такая работа под руководством Минобрнауки уже проведена. Уникальный опыт создания системы одновременной подготовки содержания модуля и преподавательских кадров может быть использован в рамках новых дисциплинарных решений», – подчеркнул Андрей Полосин.