Назад

Студентам надо выйти за рамки школьной программы: в Академии разрабатывают единый курс по русскому языку

Студентам надо выйти за рамки школьной программы: в Академии разрабатывают единый курс по русскому языку

Общеакадемический факультет провел рабочий семинар, посвященный внедрению в учебную программу единой дисциплины «Русский язык и культура речи» в рамках социогуманитарного ядра. Мероприятие объединило преподавателей Академии и ведущих российских филологов. Вместе они обсудили и согласовали подходы к содержанию и методике преподавания одной из ключевых дисциплин. Уже с сентября 2026 года обновленный курс будет включён в программу студентов первого курса всех направлений подготовки.

Собравшиеся на семинаре эксперты отметили важность русского языка, в первую очередь, с точки зрения формирования мировоззрения и воспитания личности. Одна из важнейших задач — преодолеть у вчерашних школьников иллюзию полного владения языком, которая нередко возникает благодаря пятёркам в аттестате или высоким баллам ЕГЭ, говорили эксперты.

«Рассказывать нужно не только о классической пунктуации, но и о современных нормах цифрового общения. Нужно ли, например, ставить точку в конце сообщения в мессенджере? Сегодня многие не знают, например, как правильно обратиться к собеседнику: по имени или по имени и отчеству, на «ты» или на «вы». А если на «вы» — то писать ли это местоимение с большой буквы? Потому что для кого-то «Вы» с заглавной — норма, а для кого-то это выглядит как чрезмерное почтение и желание угодить. Именно это умение чувствовать ситуацию и выбирать верную интонацию сегодня необходимо включать в само понятие грамотности и культуры речи. И, мне кажется, это должно стать важной частью содержания курса», – считает научный сотрудник Института русского языка РАН, десять лет возглавлявший редакцию портала «Грамота.ру» Владимир Пахомов.

Необходимо помочь студентам выйти за рамки школьных стереотипов, где русский язык зачастую сводится к своду правил, и открыть для них язык как живое пространство мысли, культуры и профессионального общения, сказала в свою очередь Лариса Новикова, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой русского языка Российского государственного университета правосудия имени В.М. Лебедева. Она предложила сосредоточиться на работе со словом как с концептом — носителем исторического, культурного и ценностного смысла.

«Мы говорим о ценности слова "правда". Но уже появилось понятие "постправда". Мы говорим о "патриоте", но это понятие размывается. Работая с такими словами, мы показываем, как на уровне языка пытаются разрушить наши ценности», – отметила Лариса Новикова.

По ее словам, разбор таких кейсов, как, например, употребление слова «недоблокадники» в публичном пространстве по отношению к жителям осажденного в военные годы Ленинграда, эвакуированных в первые дни блокады – может стать важным уроком этики и уважения к памяти. А анализ того, почему женские фамилии, оканчивающиеся на согласный, не склоняются (из-за отсутствия соответствующей грамматической системы, а не «шовинизма») превращается в увлекательное лингвистическое расследование.

В завершении своего выступления Лариса Новикова процитировала знаменитого русского юриста Анатолия Кони, который говорил, что «юрист должен быть человеком, у которого общее образование идет впереди специального».

«Я очень рада, что ваше ядро нацелено как раз именно на эту специфику», - добавила эксперт, отметив, что это только подтверждает верность пути, по которому сейчас идет реформирование системы высшего образования, включая формирования социогуманитарного ядра для всех вузов страны, и Академии, в частности.

По итогам мероприятия преподаватели Президентской академии и приглашенные эксперты обменялись мнениями и наметили основные шаги, которые необходимо предпринять в ближайшее время для обновления курса преподавания русского языка.

«Русский язык и культура речи — это основа коммуникативной культуры будущего специалиста. Современный подход требует сместить акцент с теории на практику: язык должен изучаться как живое явление, наполненное историческим, культурным и ценностным смыслами. Именно поэтому мы предлагаем внедрять в процесс обучения кейс-ориентированный подход — чтобы студенты видели, как работает язык в реальных профессиональных и жизненных ситуациях. Кроме того,
мы считаем крайне важным учить не только правилам, но и исследовательской работе с языком — на основе практических примеров и актуальных справочных ресурсов», – отметила доктор педагогических наук, доцент, директор проекта Дирекции приоритетных образовательных инициатив Елена Кролевецкая.

Кроме того, в ходе семинара участники обсудили возможность создания целостной развивающей и воспитательной среды для вовлечения всех студентов социогуманитарного ядра. В качестве одного из предложений была озвучена идея проведения масштабных поточных лекций, посвящённых актуальным вопросам развития современного русского языка.

«Мы уходим от разрозненных мероприятий и стремимся делать воспитательную повестку второй половины дня развивающей и объединяющей — так, чтобы все студенты ядра любого направления погружались в контекст развития русского языка и создавали свои проекты», – рассказала руководитель рабочей группы по формированию курса «Русский язык и культура речи», преподаватель ОАФ Татьяна Кузнецова.

Прошедший семинар стал отправной точкой для формирования новой концепции преподавания дисциплины в рамках социогуманитарного ядра. Следующим этапом станет детальная проработка учебно-методических материалов для запуска обновлённого курса в 2026 году.

Другие новости

1/9

Остался последний шаг:)

Проверьте почту: мы выслали письмо для подтверждения подписки.