Может ли путь в психологию быть связан с интеллектуальным вызовом? Студентка 2 курса программы «Психология организационного поведения» Софья Показанник рассказала, как победы в олимпиадах, уверенность в себе и стремление к исследовательской работе помогли ей не только поступить в Академию без ЕГЭ, но и выстроить осознанную траекторию развития в Институте общественных наук.
– Софья, что подтолкнуло вас к участию в олимпиадах? Может быть, вас кто-то вдохновил?
– Участвовать в олимпиадах я начала с 8 класса — мой старший брат в свое время поступал по олимпиаде, а потому я знала, что этот сценарий рабочий, и шансы есть. В 9 классе я стала победительницей билингвальной олимпиады по немецкому и английскому языкам. Это помогло поверить в свои силы и повторить успех в старших классах.
– Почему вы выбрали именно психологию в Президентской академии? Это был интерес с ранних лет, или вы пришли к этому уже ближе к поступлению?
– К окончанию школы я уже точно знала, что хочу заниматься научными исследованиями в гуманитарной сфере. Мне хотелось сочетать разные области, поэтому я выбирала из достаточно широкого спектра. В итоге остановилась на Институте общественных наук Академии, в частности, на психологии, исходя из интереса к человеку и устройству его психики. Немаловажную роль сыграл и выбор специалитета. Это значит, что я смогу поступить в аспирантуру, минуя магистратуру.
– Помогло ли участие в олимпиаде легче адаптироваться к насыщенной студенческой жизни в Президентской академии?
– Участие в олимпиадах внесло, может быть, не самый очевидный, но очень существенный вклад в мою последующую студенческую жизнь. Я поняла, что возможности человеческого мозга значительно превышают наши представления о них. Начав учебу в Академии, я знала, что стала выносливее и устойчивее, поэтому адаптация к новому формату обучения прошла без напряжения.
– Какие открытия в психологии вы сделали в процессе учебы? Есть ли что-то, что удивило или изменило ваше представление о профессии?
– Психология оказалась гораздо более фундаментальной и разносторонней сферой знаний, чем я думала. На первом курсе мы все были в ужасе от сложности анатомии центральной нервной системы, а на втором наложили полученные знания на другие области психологии — и вдруг поняли, ради чего все это было.
– Есть ли у вас академические или профессиональные интересы внутри психологии — например, клиническая или когнитивная? Что именно в них увлекает, и почему вы видите себя именно в этом направлении?
– Сейчас я склоняюсь к мультидисциплинарным исследованиям. Моя первая научная работа была посвящена ПТСР – Посттравматическому стрессовому расстройству. Теперь хочу перейти к изучению психологии искусства и визуального восприятия. Тем не менее, от клинической психологии я не отказалась: сейчас получаю дополнительное образование, чтобы с осени начать собственную консультативную практику. Моя мечта — совмещать консультирование и академическую деятельность. Возможно, в роли преподавателя. Мне всегда было трудно ограничиваться чем-то одним — хочется реализовать себя во всех возможных ответвлениях психологии.
– Что бы вы посоветовали абитуриентам? С чего порекомендуете начать, как сохранять мотивацию и не бояться конкуренции?
– Абитуриентам я бы посоветовала безусловно верить в себя, даже если на пути возникнут неудачи. Представьте, что все это происходит с самым дорогим и важным для вас человеком – а так на самом деле и есть! Потребуется много любви и поддержки не только со стороны близких, но и от самого себя. Не забывайте про три главных биологических фактора: сон, питание и физическую активность. Чем лучше вы себя чувствуете, тем больших успехов сможете добиться!