Центр экономики непрерывного образования (ЦЭНО) Президентской академии провел экспертный семинар «Кластерный подход к анализу статистических данных в сфере СПО». В центре обсуждения оказалась проблема дефицита кадров со средним профессиональным образованием на региональных рынках труда.
Как отмечается в исследовании, доля трудоустроенных выпускников системы среднего профобразования по ряду специальностей превышает сегодня 80%. Однако до половины молодежи ради трудоустройства переезжает в другие регионы. На основе статистики базы данных «Работа России. Аналитика» ведущий научный сотрудник ЦЭНО Елена Ломтева и старший научный сотрудник ЦЭНО Лариса Бедарева проанализировали особенности трудовой миграции выпускников системы СПО и влияние уровня зарплат на миграционные предпочтения молодежи. Трудовая миграция выпускников колледжей рассматривалась на примере 10 регионов из топ-рейтинга по научно-технологическому развитию территорий.
Как показал анализ статистических данных, к самым притягательным регионам относятся Москва, Санкт-Петербург, Московская область и Краснодарский край. Так, по инженерным специальностям в Москву переезжает работать 30,1% выпускников колледжей Татарстана от всех переехавших в другие регионы из этой республики по данной области знаний, 43,4% выпускников СПО Нижегородской области, 38,4% - Самарской и 37,2% - Свердловской области. При этом результаты кластеризации регионов по активности образовательной миграции также показали заинтересованность молодежи в переезде именно в эти регионы.
Эксперты выделили два механизма миграции: переезд после окончания обучения в более престижные и перспективные, на взгляд молодежи, регионы и переезд в соседние с регионом обучения и проживания субъекты Федерации с более высоким уровнем зарплаты.
«Заработная плата выпускников системы СПО по одной и той же специальности или профессии в разных регионах отличается в разы, что является одним из ведущих мотивов при выборе региона трудоустройства. Однако на межрегиональную миграцию оказывают влияние и другие факторы, которые также учитываются молодыми людьми. Это наличие развитой инфраструктуры, меры социальной поддержки, высокий уровень культурной жизни, безопасность и экологическая обстановка», – комментирует Елена Ломтева.
По словам Ларисы Бедаревой, «официальная статистика пока не позволяет оценить долю трудоустроенных выпускников системы СПО по специальности, что осложняет принятие управленческих решений». Также исследователь отметила, что в настоящее время невозможно отследить молодежь, уехавшую получать среднее профобразование в другие регионы, а затем вернувшуюся домой с целью трудоустройства. Данный показатель возвратной миграции также мог лечь в основу для разработки механизмов сдерживания оттока молодежи. Рассмотрены и подходы к кластеризации регионов по активности трудовой миграции молодежи с целью выработки эффективных управленческих решений в сфере занятости населения.
В рамках доклада «Разработка программы воспитания для ПОО на основе кластеризации статистических данных» завкафедрой профессионального образования Корпоративного университета развития образования Елена Ряхимова рассмотрела возможность использования статистических данных на примере разработки программ воспитания в образовательных организациях СПО: «Воспитание в профессиональных образовательных организациях играет важную роль в формировании личности будущих специалистов. В условиях стремительно меняющегося мира и социальных реалий необходимо разрабатывать и адаптировать программы воспитания, основываясь на актуальных статистических данных. Это позволяет более точно учитывать потребности обучающихся и повышать эффективность воспитательного процесса. Статистические данные помогают выявить основные проблемы и затруднения, с которыми сталкиваются учащиеся, а также определить приоритетные направления работы.
В обсуждении докладов приняли участие замдиректора департамента сопровождения национальных проектов и организации проектной деятельности Минобрнауки России Инна Каракчиева, директор ЦЭНО Президентской академии Татьяна Клячко, главный научный сотрудник ЦЭНО Валерий Григорьев, представители региональных органов управления образованием и филиалов Академии; эксперты профессионального сообщества и руководители организаций СПО.