Назад

В Президентской академии обсудили ключевые проблемы системы образования

В Президентской академии обсудили ключевые проблемы системы образования

Вопросы взаимодействия общего и профессионального образования рассмотрели эксперты секции «Общее и профессиональное образование: единство противоположностей», которая состоялась в Президентской академии в рамках II международной научно-практической конференции «Наука для государственного управления в России». Участники попытались выявить барьеры между образовательными траекториями школы, СПО, ВО и ДПО, уделив особое внимание оптимальному сочетанию фундаментального и прикладного обучения, преодолению выявленных проблем и эффективному использованию ресурсов системы образования.

Круглый стол в Академии открыли приветствия депутатов Государственной Думы.

Председатель комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Яна Ландратова призвала участников заседания найти способ «соединить принципы фундаментальности и практикоориентированности образования». Первый зампредседателя комитета по науке и высшему образованию Олег Смолин поблагодарил «Президентскую академию за обеспечение аналитическими и статистическими материалами, позволяющими принимать и продвигать рациональные решения в области образования».

В докладе «Пути обеспечения совместной и скоординированной работы школ и вузов по подготовке кадров» директор Научно-образовательного центра развития образования Президентской академии Владимир Блинов остановился на такой новой тенденции в профессиональном образовании, как трансформация компетентностного подхода от формирования компетенций к развитию личностных качеств: «Сегодня образование – это, прежде всего, сопровождение профессионального и эмоционального становления личности с развитием таких качеств, как воля, память, воображение, эмоциональные реакции, эмпатия, рефлексия».

Директор Центра экономики непрерывного образования Президентской академии Татьяна Клячко в докладе «Новые вызовы системе высшего образования: как реагируют на них школа и вуз» выделила содержательный, ресурсный и управленческий вызовы. Для уровня общего образования это отставание школьников сельских поселений в ориентации на получение высшего образования. «В сельской местности подобные планы представлены в минимальной степени, при этом, для сельских школьников максимальна “зона неопределенности” образовательных перспектив», – комментирует эксперт.

Для высшего образования особенно актуален ресурсно-финансовый вызов. Финансирование вузов из федерального бюджета сократилось с 54,8% в 2023 году о 52,7% в 2024м. При этом основная часть бюджетного финансирования – 58,4% в 2024 году пришлась на 7 регионов во главе с Москвой и Санкт-Петербургом, а на 21 статусный вуз Москвы ушло около 60% всех средств, поступающих в вузы столицы. «Таким образом, ресурсы стянуты лишь на 7-8 регионов, а вся остальная система высшего образования обезвоживается. Мы реагируем на внешние для образования вызовы и не реагируем на внутренние, включая финансовые», – подытожила Татьяна Клячко.

Другая ключевая проблема, выделенная Татьяной Клячко, – методологически и технологически сложная задача состыковки ранка труда с системой образования в условиях быстрых технологических изменений. Рассказав об основных треках взаимодействия университетов с работодателями, директор Института социально-экономического проектирования НИУ ВШЭ Артем Шадрин подтвердил: «Настало время перейти от лучших практик к управленческим стандартам».

В докладе «Перспективы развития профессионального образования» президент Южного федерального университета Марина Боровская подробно остановилась на проблемах как «на входе» в систему СПО и высшую школу, так и «на выходе» с последующим трудоустройством. «Мы играем с профессиональной ориентацией, но недостаточно погружены в запрос рынка труда. Связка с профессиональным миром, для которого мы готовим специалистов, сегодня самое важное. На деле же сплошь и рядом наблюдается пренебрежение студенческой практикой», – подчеркнула спикер.

Директор Института образования НИУ ВШЭ Евгений Терентьев сделал акцент на разрывах в образовательной траектории молодежи и способах их преодоления: «Шов в сфере образования предусматривает пробел, когда результатов, полученных на предыдущем уровне образования, недостаточно для перехода на следующий уровень образования или успешного выхода на рынок труда».

Назвал спикер и основные препятствия для построения «бесшовной системы». При переходе от дошкольного к школьному образованию это интеллектуальная или психологическая неготовность к школе, и в частности отсутствие или ограниченность опыта дошкольного образования, в силу чего среди учащихся СПО оказывается вдвое больше ребят, не посещавших в свое время детский сад. При переходе из школы в вуз это – необходимость репетиторов для сдачи ОГЭ и ЕГЭ, а при переходе из системы СПО – «транзитный» маршрут «школа-СПО-ВПО», которым следуют, по оценке спикера, 35%, а то и более выпускников системы СПО. При переходе же из вуза на рынок труда главным камнем преткновения становится несоответствие между компетенциями, полученными молодым специалистов, и требованиям к занимаемому им рабочим местом. При этом до трети выпускников вузов идут на места, не предусматривающие высшего образования.

Пути обеспечения совместной и скоординированной работы школ и вузов по подготовке кадров наметил замдекана экономического факультета МГУ им. Ломоносова Александр Курдин. В их числе – связка систем высшего и общего образования путем создания университетских округов на базе ведущих вузов; их участие в управлении школами, чтение там отдельных курсов, обеспечение методической поддержки и контроль качества обучения в школах. Другое возможное решение – разработка сквозной рамки компетенций высшего и общего образования на базе федеральных учебно-методических объединений высшего образования и кадровый обмен между школами и вузами с вовлечением работодателей в связку школа-вуз.

Конференция «Наука для государственного управления в России» посвящена актуальным вопросам государственного управления и перспективам эффективного взаимодействия между экономикой, правом и социальной сферой. Темами экспертных обсуждений стали: управление внутренней политикой России, военно-морское присутствие России в Арктике, демографическое развитие, аграрная политика, искусственный интеллект, проблемы человеческого капитала и экономического развития регионов России и др.

Участниками 2-й научной конференции стали более 4200 человек из 10 стран: ученые, ректоры Президентских академий стран СНГ, представители госструктур, ФОИВ, общественных организаций и бизнеса из России и других стран. В конференции приняли участие 600 спикеров, было проведено 60 секций, дискуссионных панелей, круглых столов, подписано 5 соглашений.

Другие новости

1/6

Остался последний шаг:)

Проверьте почту: мы выслали письмо для подтверждения подписки.