Назад

В Президентской академии прошла всероссийская конференция по культурологии

В Президентской академии прошла всероссийская конференция по культурологии

В Москве на площадке Президентской академии состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Культурология в современном социально-гуманитарном знании: научно-теоретические основания и образовательные технологии». Мероприятие организовано Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Президентской академией, Московским государственным лингвистическим университетом (МГЛУ) и Российским культурологическим обществом.


Участники из более чем 50 вузов разных регионов России – научные сотрудники, преподаватели смежных дисциплин, деятели искусств, студенты и аспиранты Института государственной службы и управления (ИГСУ) Академии, Нижегородского, Мордовского, Крымского, Дальневосточного, Сибирского, Волгоградского государственных университетов, МГТУ им. Баумана, МГУ и других вузов страны – обсудили актуальные вопросы государственной культурной политики.

В центре внимания оказалось выполнение поручений Президента РФ и Правительства Российской Федерации в сфере образования и исторического просвещения. Особый акцент был сделан на роли культурологических дисциплин в формировании содержания курса «Основы российской государственности». Организаторы дискуссии представили научное обоснование методологии создания учебных материалов и их интеграции в образовательные программы.

Конференция способствует развитию фундаментального гуманитарного образования в России, отметила модератор Пленарного заседания форума, директор НОЦ «Теория и технологии управления в сфере культуры, образования и науки» ИГСУ профессор Ольга Астафьева. По ее словам, сегодня перед вузами стоит задача полноценно интегрировать культурологию в образовательный процесс и вовлечь в эту работу все регионы страны.

Приветствуя участников конференции, директор Института государственной службы и управления (ИГСУ) Президентской академии Руслан Корчагин подчеркнул важность междисциплинарного подхода в подготовке управленцев.

«Без интеграции знаний философов, психологов и культурологов внедрение управленческих компетенций оставалось бы фрагментарным», – отметил он.

Руководитель института особо выделил значение проекта «ДНК России» и новой дисциплины «Основы российской государственности»: «Вы создаете фундамент ценностно-идеологической парадигмы государства. Понимание России как государства-цивилизации должно развиваться на основе преемственности, сочетая отечественный опыт с лучшими мировыми практиками». Завершая выступление, Руслан Корчагин обозначил ключевую задачу: «Знание должно быть действенным. Мы призваны влиять на умы и сердца студентов».

Профессор Дальневосточного федерального университета Галина Алексеева представила методику изучения музыкальной и художественной культуры в исторической перспективе – от древности до современности. В своем выступлении она особо отметила ценность личной познавательной инициативы студентов как ключевого фактора освоения материала

Профессор РГГУ Галина Зверева раскрыла процесс институционализации культурологии в российской высшей школе и изменение её статуса среди академических дисциплин. Спикер выделила ключевые проблемы области: преобладание обзорного подхода, схематизм и недостаточную работу с первоисточниками. В качестве решения она предложила ориентацию на актуальные интересы молодежи – изучение локальной культуры, этнических традиций и культурной памяти.

Профессор МГТУ им. Баумана Надежда Багдасарьян обозначила современную задачу культурологии как разработку человекоориентированных инженерных решений с учетом социальной ответственности и культурных особенностей разных групп населения.

«Культурология предоставляет инструментарий для осмысления технологических трансформаций в обществе, – отметила она. – Перспективными направлениями становятся этика и эстетика техники, а также применение культурологического знания в инженерной деятельности».

Заведующая кафедрой мировой культуры МГЛУ, сомодератор форума Ирина Малыгина, в докладе «Культурология 2.0: "Точка сборки"» представила концепцию учебника, соотнесенного с дисциплиной «Основы российской государственности». По ее оценке, издание призвано ответить на текущий мировоззренческий кризис. Спикер отметила сложности работы над проектом, включая совмещение различных научных школ авторов, жесткие временные рамки, терминологическое разнообразие в культурологии, незавершенность идентичности молодого поколения и общественный запрос на консолидирующие идеи.

Профессор Ирина Малыгина представила интегративную концепцию учебника, основанную на понимании культуры как систему конвенций, норм, ценностей и смыслов, воплощённых в материальных и духовных результатах человеческой деятельности. «Культурные механизмы позволяют сохранять единство, не нивелируя различий», – подчеркнула она.

В структуре учебного пособия реализован подход, учитывающий социальное и культурное разнообразие. Особое внимание уделено динамике развития культуры, современным вызовам и перспективам её трансформации.

Ректор Ярославского государственного театрального института Татьяна Ерохина в своем выступлении раскрыла концепцию культурной памяти как онтологического фундамента культуры. Она выделила базовые функции памяти: информационную, эмоциональную, социальную и культурную, отметив последнюю как наиболее устойчивую систему. Особое внимание спикер уделила современным феноменам: пост-памяти, формируемой в семейном контексте, и контр-памяти, предлагающей альтернативные версии исторических событий. Этот анализ позволил рассмотреть механизмы трансляции и трансформации культурных смыслов в современном обществе, поднять тему культурного героя.

Профессор НИУ ВШЭ Ольга Жукова обозначила культурологию как центральную дисциплину, интегрирующую весь кластер гуманитарных наук. Профессор Академии русского балета им. Вагановой Елена Дробышева в разделе «Динамика культуры» раскрыла принцип устойчивости культурных систем, подчеркнув необходимость демонстрации студентам целостности культурного пространства.

Профессор Саратовского университета Евгения Листвина представила анализ отечественной культуры в контексте цифровой трансформации, выделив такие вызовы, как угроза идентичности и формирование цифровой репутации. «Изучая творческую природу человека, мы создаём основу для культуры эпохи постглобализации», – отметила она.

Директор Института гуманитарных и прикладных наук МГЛУ Чеслав Далецкий охарактеризовал издание как «прорыв в гуманитарном знании» и выразил надежду на его широкое распространение в академической среде.

«Открытым микрофоном» свободно воспользовались молодые учёные и магистранты, что ещё раз подчеркнуло их заинтересованность в обсуждении возможностей культурологии отвечать на вызовы современности.

Научная работа состоялась под руководством профессоров Ольги Астафьевой и Ирины Малыгиной при поддержке проекта «ДНК России» и Научно-образовательного центра «Теория и технологии управления в сфере культуры, образования и науки» ИГСУ Академии в рамках реализации поручений Президента России и национального проекта «Молодежь и дети».

Другие новости

1/7

Остался последний шаг:)

Проверьте почту: мы выслали письмо для подтверждения подписки.