В течение трех дней в ходе IX Всероссийского научно-методического семинара «Развитие высшего образования Российской Федерации в условиях трансформации», проходившего на площадке Президентской академии, эксперты сферы высшего образования, руководители 40 вузов обсуждали пилотный проект сферы высшего образования и нормативно-правовое регулирование, а также обменивались опытом применения передовых практик и в этой сфере.
Организаторами форума выступили Научно-образовательная теологическая ассоциация (НОТА) и Национальный аккредитационный совет делового и управленческого образования (НАСДОБР) при поддержке Комиссии по развитию теологического, религиозного и духовно-нравственного образования Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Модерировали мероприятие директор Института государственной службы и управления (ИГСУ) Академии Руслан Корчагин и исполнительный директор НОТА Галина Теплых.
С приветствием к участникам выступил ректор Московской духовной академии, президент НОТА, епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл. Он поблагодарил Президентскую академию, Рособрнадзор и НАСДОБР за плодотворную совместную работу. Владыка напомнил, что НОТА имеет статус экспертной организации в государственной аккредитации образовательных учреждений по гуманитарным дисциплинам, связанным с теологией и осознает свою особую ответственность за развитие этого направления в образовании.
Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации (Рособрнадзор) Светлана Кочетова акцентировала внимание на важности государственной аккредитации в сфере образования и отметила, что ее имеют 97% вузов, реализующих программы по теологии. Теме аккредитации как основного инструмента оценки качества образования был посвящен доклад заместителя начальника управления государственных услуг и цифровой трансформации Рособрнадзора Дмитрия Аверина.
Важную роль ставшего традиционным обучающего семинара в подготовке и повышении квалификации экспертов отметила генеральный директор НАСДОБР Наталья Евтихиева.
Почетными гостями семинара стали Сергей Дембицкий, первый проректор – проректор по образовательной деятельности Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина и Виктория Тышкевич, заместитель проректора Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.
О пилотном проекте по формированию новой модели высшего образования рассказала эксперт подведомственного Минобрнауки учреждения «Социоцентр» Ирина Апыхтина. Лучшими практиками участников этого проекта были названы многотрековая модель базового образования, гибкость «лидерских» программ, профориентационные компоненты, введение тьюторов и другие новшества. Как сообщила спикер, с 2026 года предполагается увеличение доли практической подготовки, уточнение квалификаций и сроков обучения, а также дискретное освоение программ, то есть поэтапное обучение по дополнительным профессиональным программам.
О духовно-нравственном фундаменте российской экономики в условиях перехода на нейросетевую парадигму был доклад профессора Санкт-Петербургского государственного экономического университета Сергея Дятлова. При этом спикер отметил, что для России именно духовно-нравственные императивы социоэкономической жизни являются залогом конкурентноспособности в мировой повестке. Профессор СПбГЭУ напомнил слушателям цитату известного русского экономиста и деятеля образования Российской империи Ивана Янжула: «Будет Россия образована, будет и богата», тем самым проведя глубинные ценностные параллели из истории в современность.
Анализ ценностей российской молодежи по итогам социологических исследований представила заведующий кафедрой теологии Псковского государственного университета, эксперт НОТА Марина Манойлова, затронув проблему демографического характера: «Опрос 800 респондентов показал, что в их предпочтениях саморазвитие, любовь, семья и карьера, – отметила спикер. – Рост установок на бездетность сохраняется из года в год: рождение детей занимает в шкале ценностей предпоследнее место».
Проректор Пятигорского государственного университета Ибрагим Ибрагимов рассказал о противодействии деструктивной идеологии в образовательных организациях на примере деятельности Координационного совета по профилактике экстремизма. По его словам 1 000 подготовленных лекторов должны обучить ответственных за молодежную полититику, а те, в свою очередь, – 2 млн российских учителей. В этой парадигме следует воспитывать детей с 3 лет, полагает спикер.
Об информационных войнах и борьбе с «фейковыми новостями», создающими в лице России образ агрессора и врага, рассказал руководитель Координационного центра по профилактике экстремизма Дагестанского государственного университета Магомед Магомедов. По его мнению, основная задача гибридных войн – вбить клин между республиками СНГ и Россией.
Основываясь на опыте многопрофильного бакалавриата ИГСУ, заместитель директора Учебно-методического центра института Мария Чеканова представила обширный доклад о реализации программ высшего образования с присвоением выпускнику нескольких квалификаций.
Эксперты поделились опытом проведения профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ. Так, Вадим Романов, заместитель директора Северо-Кавказского института управления – филиала РАНХиГС представил опыт НАСДОБР в том числе формы и методы оценки этих образовательных программ при ее проведении. В свою очередь Даниил Аникин, ведущий специалист Управления сетевых и партнерских проектов государственной политики Президентской академии, эксперт Рособрнадзора в рамках опыта НОТА затронул проблематику вопросов, на которые необходимо обратить внимание образовательной организации при подготовке и прохождении ПОА.
Декан факультета журналистики ИГСУ Президентской академии Владимир Силкин поделился результатами внедрения в учебный процесс модуля «Конфессии в медиасфере», а также рассказал о взаимосвязи теологической повестки и модуля «Обучение служением». Тему поддержала Светлана Литвинова, декан факультета управления Южно-Российского института управления – филиала РАНХиГС, представив практики реализации модуля в подготовке государственных и муниципальных служащих.
Особый интерес участников был вызван обсуждением вопросов включения ИИ в образовательный процесс высшего образования, а также особой ролью преподавателей в условиях цифрового и нейросетевого пространства. Так, по мнению экспертов, умение увлекать и стимулировать студенчество к духовной деятельности стоит на порядок выше, чем использование технологий в учебном процессе, хотя и это играет не последнюю роль.
Доклады по широкому кругу вопросов представили эксперты Санкт-Петербургского государственного университета, ИГСУ и филиалов Президентской академии, Российской академии образования, Саратовского и Белгородского национальных исследовательских государственных университетов, Бурятского государственного университета, Псковского государственного университета, Орловского государственного университета, Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта, Московского государственного лингвистического университета, Санкт-Петербургского государственного экономического университета, Башкирского государственного педагогического университета, Российского исламского института и других вузов страны.
Организаторы инициировали обсуждение нормативно-правового регулирования образовательной деятельности, методик сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей, важности изучения русского языка, как средства коммуникации, путей привлечения молодых специалистов к работе в регионах, выявления образовательных дефицитов (пробелов в знаниях) с помощью автоматизированных диагностических процедур, внеучебной работе, в том числе волонтерской и благотворительной деятельности и другой актуальной тематике.