Зарубежный опыт подготовки кадров по ГМУ

Зарубежный опыт подготовки кадров по государственному муниципальному управлению

Наиболее близкими для России в плане подготовки государственных служащих являются страны СНГ, с которыми существовало (и отчасти сохраняется) единое образовательное пространство, а также страны Европы (в силу близости расположения и глубоких историко-культурных связей). Поэтому для нашей страны наиболее интересен именно их опыт развития системы подготовки специалистов в области государственного и муниципального управления.

В странах Восточной Европы подготовку госслужащих можно условно разделить на группы с обучением по разным приоритетным  блокам дисциплин. Так, в Латвии, Словакии, Болгарии доминируют экономические дисциплины и менеджмент. Программы обучения госслужащих в Чехии, Польше, Румынии, Словении имеют юридическую направленность. В Польше существует несколько учебных планов государственного управления, но в целом программообразующий курс «Администрирование» состоит в основном из юридических дисциплин. Приоритет социальных дисциплин, социологии, социальной психологии наблюдается в программах Эстонии, Литвы.

Страны нордической модели, к которым принадлежат Страны Северной Европы, традиционно характеризуются схожими подходами в вопросах экономики, политики и госуправления. Эти подходы выражаются в создании сильной системы социальной поддержки, направленны на поддержание экономического роста и укрепление социального благосостояния. Одной из характеристик нордической модели является способность поддерживать высокие темпы экономического роста путем комбинации открытости процессам глобализации и применения социально-экономической политики, основанной на принципах совместной ответственности, взаимной поддержки и эффективного взаимодействия. Признание результативности такого подхода привело к активному заимствованию опыта государственного управления Дании, Финляндии и Швеции при разработке нормативно-правовой базы ЕС. Поэтому изучение опыта Дании, Швеции и Финляндии по подготовке государственных служащих и реализации образовательных программ в области государственного управления представляет особенный интерес.

Нравится
Поделиться