Назад

История с продолжением: юбилей ИПНБ Президентской академии

История с продолжением: юбилей ИПНБ Президентской академии

В этом году Институт права и национальной безопасности Президентской академии отмечает свое 10-летие. Об истории создания института, его сегодняшних особенностях и о перспективах развития в будущем рассказал директор ИПНБ Станислав Могилевский.

- Станислав Дмитриевич, Институт права и национальной безопасности отмечает 10-летие. Но система юридического образования в Академии имеет более давнюю историю. Пожалуйста, расскажите об истоках.

- Основа нашего института, юридический факультет имени Сперанского, был создан в 1996 году в Академии народного хозяйства (АНХ) при Правительстве России – предшественнице, наряду с Российской академией государственной службы, нашей нынешней Академии. До этого АНХ не имела отношения к системе высшего образования: работала исключительно со взрослыми людьми по программам ДПО, занималась прикладной наукой, бизнес-образованием. Мы предложили полностью поменять парадигму и привести в эти солидные стены студенческую молодежь. Сначала ректор АНХ Абел Гезевич Аганбегян отнесся к этой идее скептически. Но потом дал «добро» и активно помогал становлению факультета.

- Кто именно создавал юридический факультет?

- Ядро энтузиастов нового дела составляли три человека: проректор по образованию АНХ Елена Алексеевна Карпухина, начальник управления Ирина Павловна Майорова и я. Мы договорились, что будем готовить специалистов по трем направлениям – «Юриспруденция в органах государственной власти», «Юридическое обеспечение бизнеса (корпоративное право)» и «Юридическое обеспечение банковской деятельности». И практически сразу решили назвать факультет именем Михаила Михайловича Сперанского, тем самым задав очень высокую планку: имя выдающегося государственного деятеля, блестящего интеллектуала, реформатора просто обязывает работать на самом высоком уровне. 1 сентября 1997 года мы начали обучение первокурсников. Первый набор составил 49 человек: для сравнения сейчас мы ежегодно принимаем 600 первокурсников.

- Создать с нуля целый факультет с учебно-материальной базой всего за год – это очень быстро! Каких известных специалистов вы привлекли к преподаванию?

- Мы сформировали очень сильный преподавательский состав. Так, кафедру банковского права и финансово-правовых дисциплин, кстати, первую в стране, возглавил Гарегин Ашотович Тосунян, который являлся президентом Ассоциации российских банков, а недавно был избран академиком РАН. Мы активно работали с академиком Владиком Сумбатовичем Нерсесянцем, автором фундаментальных трудов по теории права и государства, ученым мирового уровня. У нас читал лекции выдающийся специалист по договорному праву Михаил Исаакович Брагинский. Нашими штатными преподавателями были Юлий Соломонович Цимерман, очень известный эксперт в области хозяйственного права и видный специалист по истории государства, права и политических учений Владимир Георгиевич Графский, другие известные ученые. Не могу не упомянуть уникального государственного деятеля и юриста новейшей истории России Вениамина Федоровича Яковлева, а также член-корреспондента РАН Геннадия Васильевича Мальцева, проработавшего в Академии более 40 лет: сегодня кафедра теории государства и права нашего института носит его имя.

- Как на базе юрфака был создан Институт права и национальной безопасности?

- В 2011 году на основе кафедры национальной безопасности был создан факультет национальной безопасности. Появлению нового, таможенного, направления способствовало создание кафедры правового регулирования таможенного дела во главе с Михаилом Васильевичем Степаненко – бывшим высокопоставленным сотрудником Федеральной таможенной службы. Затем кафедра выросла и развилась до уровня факультета, научным руководителем которого стал генерал-полковник таможенной службы Леонид Аркадьевич Лозбенко – бывший заместитель генерального секретаря ВТО и первый замруководителя Федеральной таможенной службы России. Когда же оказалось, что наш таможенный факультет и факультет национальной безопасности довольно близки по подходам к преподаванию и содержанию образовательных программ, встал вопрос об их объединении, причем, совершенно добровольно. Так в 2015 году был создан наш институт.

- Недавно в ИПНБ произошло еще одно организационное преобразование…

- Да, к нам из Института государственной службы и управления перешла высшая школа правоведения. Она появилась в 2011 году в структуре юридического факультета, через два года была переведена в ИГСУ, а теперь вернулась в родные пенаты. Объединение прошло, как говорится, бесшовно – никто не уволен, не ухудшились условия труда. Недавно мы утвердили новое штатное расписание и теперь документально оформляем этот переход.

- Что представляет собой ИПНБ сегодня?

- Три факультета (юридический, национальной безопасности и таможенного дела), 14 кафедр, 450 преподавателей, включая 30 докторов наук, 40 образовательных программ, 4 тыс. студентов бакалавриата, специалитета и магистратуры, 4,5 тыс. участников программ ДПО. У нас есть аспирантура, докторантура, ряд научных подразделений, постоянных и проектных команд.

- Все это – количественные и структурные показатели. А что с качественными?

- С качественными, вроде бы, все тоже неплохо. Благодаря ИПНБ Академия второй год подряд, занимает 6 место среди российских юридических вузов по соответствующему предметному рейтингу. Другой крайне важный показатель качества – средний балл студентов, поступающих на бюджетные места. У нас он наивысший в юридическом образовательном сообществе России - 98,1. Есть у нас ребята, набравшие по трем ЕГЭ 300 баллов, и даже абсолютный чемпион - 305 баллов (максимальный результат ЕГЭ плюс бонус за золотую медаль).

- Какие вы можете назвать уникальные особенности ИПНБ?

- Академия – единственный гражданский вуз, оказывающий образовательные услуги действующим офицерам силовых структур по программам ДПО: направления «Противодействие коррупции», «Противодействие идеологии терроризма и экстремизма» и «Борьба с незаконным оборотом наркотиков». Есть флагманская программа для генералитета: раз в год мы проводим повышение квалификации для руководящего состава ФСБ. Открыты четыре специализации по обеспечению национальной безопасности, рассчитанные для гражданских лиц. В преподавании этой программы, изначально разработанной для сотрудников силовых структур, мы, кстати, являемся первопроходцами. Для программы создана хорошая материально-техническая база: есть стрелковый тир, боевое огнестрельное и лазерное оружие, хорошо оборудованная криминалистическая лаборатория, аудитория, имитирующая зал судебного заседания. Наши программы адаптированы под быстро меняющуюся внешнюю обстановку. Так, на фоне укрепления евразийской экономической интеграции создана международная флагманская программа «Право глобальной интеграции», открыта базовая кафедра экономической интеграции. Ну и еще одна уникальная черта ИПНБ: 95% наших выпускников трудоустраиваются в первые три месяца после окончания вуза.

- Каковы основные задачи, стоящие перед институтом?

- Прежде всего, мы приложим максимум усилий, чтобы Академия вошла в тройку лучших юридических вузов России. Планируем также повысить средний балл поступающих на внебюджетные места и увеличить число участников программ ДПО, не забывая об их качестве. ИПНБ не почивает на лаврах, не «бронзовеет» от успехов, а постоянно развивается, совершенствуется, идет вперед и стремится обеспечить нашим многочисленным студентам, слушателям и аспирантам максимально высокий уровень юридического образования.

Другие новости

1/6

Остался последний шаг:)

Проверьте почту: мы выслали письмо для подтверждения подписки.