Как ИИ трансформирует рынок труда и систему образования? Есть ли риск, что искусственный интеллект заберет рабочие места людей? Директор Института общественных наук Президентской академии Павел Голосов рассказал о распространении искусственного интеллекта в сфере образования и о том, какие последствия могут быть у этого стремительного процесса.
– Павел Евгеньевич, чем становится искусственный интеллект для образования? Просто инструментом? Или же появляется новая парадигма мышления?
– Думаю, что последствия проникновения ИИ в образование пока еще не до конца понятны. С одной стороны, возникает огромный соблазн для студентов, преподавателей, для всей системы образования что-то поручить искусственному интеллекту, особенно такое, чем неохота заниматься. Но при этом потерять то, что называется учебной задачей, утратить лучшие из наработанных образовательных технологий. Мы ведь выстраиваем образовательный процесс не ради решения конкретной задачи, а чтобы вызывать внутренние изменения в обучающемся. В студенте что-то должно поменяться, чтобы увеличилась вероятность озарения, инсайта. Чтобы человек мог посмотреть на проблему другими глазами, по-новому ощутить ее.
Главное – не относиться к искусственному интеллекту пренебрежительно. Если мы не займемся им, он займется нами. Новая образовательная парадигма должна быть осмыслена как концепция человеко-машинного взаимодействия, где все студенты с преподавателями являются органичными элементами, включенными в совместную работу с интеллектуальными технологиями, а не предъявляют друг другу результаты обработки чего-то сгенерированного. Концепции применения ИИ в вузах стоит уделять серьезное внимание. Ученые советы вузов должны быть готовыми увидеть этот масштаб и реалистично его оценить.
– Можно ли спрогнозировать на ближайшие 10–15 лет, как ИИ трансформирует образование, рынок труда и различные отрасли экономики?
– Если думать о развитии образования на 10–15 лет, можно догадаться, что уже в ближайшие годы могут появиться примеры того, как мы уходим из коммуникационной модели образования в модель, когда изменения в наших знаниях происходят императивно, без коммуникации.
– Стоит ли нынешнему студенту бояться того, что в обозримой перспективе профессия, которую он получает, утратит актуальность?
– Настоящий студент вообще ничего не боится, даже если экзамен завтра, а конспект еще не открыт. Но это шутка. А если всерьез, то я бы не стал опасаться, что профессию или дело человека отберет технология. Надо просто быть готовым меняться вместе с миром, становиться гибким, пользоваться этой технологией, становиться со-разработчиком. Задавать себе вопросы, как сделать инжиниринг окружающего. В этом смысле изобретательская, инженерная жилка очень полезна. Думаю, что искусственный интеллект – это вызов, который нужно правильно осознавать. А хороший студент всегда найдет, как себя развивать, как применить во благо себе технологию в локальной или в глобальной перспективе. Так что я за наших студентов не боюсь. И за их профессии тоже.
– Может ли доступность ИИ привести к тому, что учащиеся начнут делать более глубокие исследования на более широких выборках данных? Улучшит ли это качество исследовательской работы, которую ведут студенты?
– Для студента очень важно увидеть пример того, как можно сделать ту или иную работу. Грамотный, профессиональный преподаватель, особенно вместе с интеллектуальным ассистентом, могут разъяснить то, что непонятно, сориентировать ребят в области недостаточного знания, дать импульс к развитию. Поэтому сначала преподавателям нужно научиться самим быть технологичными, и уж потом требовать от студентов освоения отдельных разделов, связанных с анализом данных, с применением этих навыков в подготовке курсовых и выпускных работ. Есть и целый ряд специальностей, где подобный подход не всегда будет оправданным, где вести «с колес» серьезную работу с большими данными необязательно. Но в целом наличие интегрированных в образовательную среду инструментов очень важно. И мы уже видим, как происходит синхронное повышение уровня ИИ-знаний и у преподавателей, и у студентов.
В Президентской академии есть целый ряд программ, где можно научиться понимать и управлять искусственным интеллектом. Например,
Системы искусственного интеллекта. Тут готовят специалистов в области разработки и сопровождения информационных систем с использованием технологий ИИ и анализа данных.
Цифровые коммуникации и искусственный интеллект, где студенты изучают передовые инструменты рекламы, анализ больших данных, оптимизацию маркетинговых стратегий и работу с ИИ-инструментами, такими как чат-боты и голосовые помощники.