С 4 по 8 июня 2024 года прошел IV Саратовский юридический форум «Роль права в обеспечении национальной безопасности современной России». В дискуссиях 22 отраслевых научных площадок участвовали более 1000 ученых-правоведов, юристов-практиков, представителей федеральных и региональных органов государственной власти из 52 субъектов России и 11 иностранных государств – Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Армении, Таджикистана, Азербайджана, Узбекистана, ОАЭ, Турции, Индии и Ирака.
На форуме, организованном Саратовской государственной юридической академией, рассматриваются актуальные проблемы правовой теории, законотворчества и правореализующей практики.
«Тема правового обеспечения национальной безопасности очень актуальна, – отметил заместитель председателя Следственного комитета Российской Федерации Александр Федоров. – Действия по защите интересов нашей страны должны способствовать ее успешному развитию и обеспечению прав и свобод граждан». Дискуссии на отраслевых площадках позволят решить эти важные задачи, наметить направления новых научных исследований и разработок, связанных с совершенствованием российского законодательства по всем отраслям права, уверен юрист.
В рамках площадки «Противодействие криминальным угрозам современности» с докладом «Прокурорский надзор как средство противодействия криминальным угрозам современности» выступил профессор Высшей школы правоведения Института государственной службы и управления (ИГСУ) Президентской академии, д.ю.н. Владимир Джатиев.
Он отметил, что поправкой Конституции Российской Федерации 2020 года преодолена многолетняя неопределенность места прокуратуры и прокурорского надзора в системе государственной власти.
«Нет больше оснований не признавать прокуратуру как систему самостоятельного вида органов государственной власти, а прокурорский надзор – как самостоятельный вид государственной деятельности», – уверен профессор.
По мнению Владимира Джатиева, многофункциональная характеристика прокуратуры является ошибочной. Единственной функцией прокуратуры является обеспечение режима законности в стране, прокурорский же надзор является лишь средством реализации этой функции.
«Не всякая правомерная деятельность государственного органа является средством реализации его функции, – полагает спикер. – Государственный орган должен наделяться полномочиями в соответствии с его изначальным предназначением. Именно эти соображения оправдывают, с одной стороны, выведение предварительного расследования за пределы компетенции прокуратуры, а с другой – ставят под сомнение правомерность лишения прокуратуры существенной части надзорных полномочий и передачи их судам общей юрисдикции в качестве контрольных полномочий относительно предварительного расследования».
Автор доклада обратил внимание на недостаточность и непоследовательность процессуально-правовой регламентации прокурорско-надзорной деятельности (проверочных действий и актов прокурорского надзора). В частности, было предложено наделить прокурора правом реагирования на обнаружение им признаков преступления возбуждением уголовного дела, а не предписывать ему «принять меры к тому, чтобы лица, совершившие преступление, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом». При этом возбуждение уголовного дела прокурором не предполагает административного вмешательства в сферу предварительного расследования.
В заключение Владимир Джатиев призвал развивать прокурорско-надзорную политику в контексте единой антикриминальной политики государства, рассматриваемой в качестве одного из стратегических направлений единой политики государственного социального управления.